скрипт для АДГС

Стиль для галереи

You are here

Результаты антикоррупционного мониторинга в сфере субсидирования малого и среднего бизнеса

В период с 20 мая по 20 июня т.г. Управлением антикоррупционного мониторинга и территориальными департаментами Министерства проведен антикоррупционный мониторинг в сфере субсидирования малого и среднего бизнеса. В рамках субсидирования малого и среднего бизнеса, мониторингом охвачены государственные программы «Дорожная карта бизнеса 2020» и «Агробизнес-2020». Источниками мониторинга послужили - средства массовой информации, официальные интернет-ресурсы государственных органов, организаций, субъектов квазигосударственного сектора, результаты проведенных проверок контролирующих органов, данные органов правовой статистики, а также иные источники, не запрещенные законами Республики Казахстан.

1. Программа «Дорожная карта бизнеса 2020» (далее – Программа), утверждена постановлением Правительства от 31 марта 2015 года № 168 и разработана для реализации послания Президента Республики Казахстана народу Казахстана «Новое десятилетие – Новый экономический подъем – Новые возможности Казахстана» и Стратегического плана развития Казахстана до 2020 года. Целью Программы является обеспечение устойчивого и сбалансированного роста регионального предпринимательства в несырьевых секторах экономики, а также сохранение и создание новых постоянных рабочих мест. Программой предусмотрены следующие основные термины:
Банк – банк второго уровня, участвующий в Программе;
Уполномоченный орган – Министерство национальной экономики Республики Казахстан;
Финансовое агентство – АО «Фонд развития предпринимательства «ДАМУ», осуществляющие в рамках Программы функции по: перечислению в банки финансовых средств в рамках субсидирования процентной ставки; гарантированию кредитов в рамках Программы; выработке рекомендаций по материалам по должникам, представляемым на заседания Государственной комиссии; мониторингу реализации Программы.
Региональный координатор Программы – определяемое акимом области (столицы, города республиканского значения) структурное подразделение местного исполнительного органа (Управление предпринимательства), ответственное за реализацию Программы на областном уровне (столицы, города областного значения).
Региональный координационный совет - консультативно-совещательный орган, создаваемый и возглавляемый акимами областей, городов Алматы и Астаны, с участием представителей бизнес-сообщества не менее 50 % от общего числа (далее – РКС).
Договор субсидирования – трехстороннее письменное соглашение, заключаемое между финансовым агентством, банком/лизинговой компанией и предпринимателем, по условиям которого финансовое агентство частично субсидирует ставку вознаграждения по кредиту/лизингу предпринимателя, выданному банком/лизинговой компанией по форме, утвержденной уполномоченным органом. Процесс получения субсидий по Программе выглядит следующим образом.
1. Предприниматель обращается в банк, где осуществляется оценка финансово-экономической эффективности проекта предпринимателя и, в случае положительного решения, банк направляет уведомление заявителю о готовности кредитовать проект (в рамках реализации Программы: отбор и решение по финансированию (рефинансированию) проектов принимаются банками самостоятельно в соответствии с условиями, установленными в Программе).
2..Предприниматель с положительным решением банка обращается к координатору Программы на местном уровне, который выносит данный проект на рассмотрение в РКС.
3. РКС рассматривает проект на соответствие критериям Программы и принимает решение по возможности (или невозможности) субсидирования. Решение РКС оформляется соответствующим протоколом.
4. Координатор Программы на местном уровне направляет перечень проектов, одобренных РКС к субсидированию, в соответствующие банки с условиями субсидирования, а также финансовому агенту. Координатор Программы все проекты, рассмотренные РКС на местном уровне, также направляются в Уполномоченный орган, с приложением принятых по ним решений. Уполномоченный орган в случае несоответствия проекта критериям программы имеет право приостановить решение РКС до заключения договора субсидирования.
5. По проектам, имеющим положительное решение банков – по кредитованию и РКС – по субсидированию, банком, участником и финансовым агентом заключается договор субсидирования, в рамках которого финансовый агент и участник Программы выплачивают банку соответствующие части ставки вознаграждения.
Данная Программа регламентирована следующими нормативно-правовыми актами:
- «Об утверждении Единой программы поддержки и развития бизнеса «Дорожная карта бизнеса 2020», утверждено постановлением Правительства от 31 марта 2015 года № 168;
- «О некоторых мерах государственной поддержки частного предпринимательства», утверждено постановлением Правительства от 19 апреля 2016 года № 234;
- «О мерах по реализации Единой программы поддержки и развития бизнеса «Дорожная карта бизнеса 2020», утверждено постановлением Правительства от 31 июля 2015 года № 599.
Антикоррупционным мониторингом Программы субсидирования малого и среднего бизнеса, рассмотрены 3 основных направления:
1).Поддержка новых бизнес-инициатив предпринимателей моногородов, малых городов и сельских населенных пунктов – участниками могут быть предприниматели, начинающие предприниматели, реализующие и (или) планирующие реализовать собственные и эффективные проекты в сельских населенных пунктах, малых городах и моногородах без отраслевых ограничений. Субсидирование осуществляется только по кредитам/договорам финансового лизинга с номинальной ставкой вознаграждения не более 19 %, из которых 10.% субсидируется государством, а разница оплачивается предпринимателем. Срок субсидирования составляет 3 года с возможностью его пролонгации до 6 лет;
2).Отраслевая поддержка предпринимателей, осуществляющих деятельность в приоритетных  секторах экономики и отраслях обрабатывающей промышленности.–.субсидирование ставки вознаграждения покредитам/договорам финансового лизинга эффективных предпринимателей, реализующих и (или) планирующих реализовать собственные проекты в приоритетных секторах экономики (7% из 19%) и в приоритетных отраслях обрабатывающей промышленности (10% из 19%);
3) Снижение валютных рисков предпринимателей – участниками могут быть предприниматели, осуществляющие деятельность в приоритетных секторах экономики и отраслях обрабатывающей промышленности, и имеющие валютную выручку в размере не менее 10 % от общего объема денежной выручки за предыдущие шесть месяцев до подачи заявления. Субсидирование ставки вознаграждения может осуществляться только по кредитам банков с номинальной ставкой вознаграждения не более 16 %, из которых 6 % компенсирует государство, а разницу оплачивает предприниматель.
Согласно информации Финансового агентства в 2015 году на реализацию вышеуказанной Программы по трем направлениям выделено 25,4 млрд. тенге, по ним выплачено субсидий на сумму 26,1 млрд. тенге (с учетом остатка предыдущего периода). Всего по трем направлениям подписано 1917 проектов на сумму 277,37 млрд. тенге (таблица прилагается). В текущем году по трем направлениям выделено 40,4 млрд. тенге, по состоянию на 1 июня т.г. по трем направлениям Программы выплачено субсидий на сумму 12,2 млрд. тенге. Подписано 681 проектов на сумму 121,53 млрд. тенге.
2..Программа по развитию агропромышленного комплекса в Республике Казахстан на 2013-2020 годы «Агробизнес-2020» (далее – программа Агробизнес-2020), утверждена Постановлением Правительства от 18 февраля 2013 года № 151. Цель программы Агробизнес-2020 – создание условий для повышения конкурентоспособности субъектов агропромышленного комплекса Республики Казахстан. В реализацию данной программы Министерством сельского хозяйства утверждены следующие нормативные правовые акты (далее – НПА):
- субсидирование повышения урожайности и качества продукции растениеводства, стоимости горюче-смазочных материалов и других товарно-материальных ценностей, необходимых для проведения весенне-полевых и уборочных работ, путем субсидирования приоритетных культур и стоимости затрат на возделывание сельскохозяйственных культур в защищенном грунте, утверждены приказом и.о. Министра сельского хозяйства от 27 февраля 2015 года № 4-3/177 (далее – Правила субсидирования повышения урожайности);
-..субсидирование развития семеноводства, утверждены приказом Министра сельского хозяйства от 12 декабря 2014 года № 4-2/664;
-субсидирование стоимости удобрений (за исключением органических), утверждены приказом Министра сельского хозяйства от 6 апреля 2015 года № 4-4/305;
- субсидирование стоимости гербицидов, биоагентов (энтомофагов) и биопрепаратов, предназначенных для обработки сельскохозяйственных культур в целях защиты растений, утверждены приказом Министра сельского хозяйства от 6 апреля 2015 года № 4-4/306;
-субсидирование стоимости услуг по подаче воды сельскохозяйственным товаропроизводителям, утверждены приказом Министра сельского хозяйства

от 30 июня 2015 года № 6-3/597;
- субсидирование развития племенного животноводства, повышения продуктивности и качества продукции животноводства, утверждены приказом Министра сельского хозяйства от 19 ноября 2014 года № 3-1/600;
- субсидирование затрат перерабатывающих предприятий на закуп сельскохозяйственной продукции для производства ее глубокой переработки, утверждены приказом Министра сельского хозяйства от 26 ноября 2014 года № 3-2/615;
- субсидирование возмещения части расходов, понесенных субъектом агропромышленного комплекса, при инвестиционных вложениях, утверждены приказом Министра сельского хозяйства от 7 августа 2015 года № 9-3/726;
-..субсидирование заготовительным организациям в сфере агропромышленного комплекса суммы налога на добавленную стоимость, уплаченного в бюджет, в пределах начисленного налога на добавленную стоимость, утверждены приказом Министра сельского хозяйства от 30 марта

2015 года № 9-3/271
;
-..субсидирование развития систем управления производством сельскохозяйственной продукции, утверждены приказом Министра сельского хозяйства от 15 декабря 2014 года № 5-2/671;
- субсидирование ставок вознаграждения по кредитам, а также лизингу технологического оборудования и сельскохозяйственной техники, утверждены приказом Министра сельского хозяйства от 25 ноября 2014 года № 9-1/613;
- субсидирование стоимости затрат на экспертизу качества хлопка-сырца и хлопка-волокна, утверждены приказом и.о. Министра сельского хозяйства от 27 февраля 2015 года № 4-1/167;
- субсидирование процентной ставки по кредитным и лизинговым обязательствам в рамках направления по финансовому оздоровлению субъектов агропромышленного комплекса, утверждены приказом Министра сельского хозяйства от 9 апреля 2015 года № 9-1/320;
- субсидирование в рамках гарантирования и страхования займов, утверждены приказом Министра сельского хозяйства от 30 января 2015 года № 9-1/71.
Согласно Реестру государственных услуг, утвержденному постановлением Правительства от 18 сентября 2013 года № 983, АО «КазАгроМаркетинг» является оператором по:
- субсидированию по возмещению части расходов, понесенных субъектом АПК при инвестиционных вложениях;
- субсидированию ставок вознаграждения по кредитам, а также лизингу технологического оборудования и сельскохозяйственной техники;
- субсидированию процентной ставки по кредитным и лизинговым обязательствам в рамках направления по финансовому оздоровлению субъектов АПК;
- субсидированию в рамках гарантирования и страхования займов субъектов АПК.
Субсидирование по данным видам государственной поддержки осуществляется в следующем порядке:
– субсидированию по возмещению части расходов, понесенных субъектом АПК при инвестиционных вложениях. Услугополучатель подает заявку оператору программы АО «КазАгромаркетинг», который проверяет полноту представленных документов и направляет письменное уведомление о созыве заседания экспертной комиссии (при управлении сельского хозяйства).
Экспертная комиссия проверяет полноту представленных инвестором документов, рассматривает их на соответствие Правилам, производит расчет субсидий и готовит заключение о соответствии/несоответствии проекта инвестиционному субсидированию.
Далее оператор направляет письменное уведомление о созыве заседания комиссии под председательством заместителя акима области (далее – комиссия), курирующего вопросы сельского хозяйства. Решение принимается комиссией большинством голосов ее членов и оформляется в виде протокола.
Предоставление субсидии осуществляется в соответствии с трехсторонним договором инвестиционного субсидирования между рабочим органом (управлением сельского хозяйства), оператором (АО «КазАгромаркетинг») и инвестором (услугополучателем). Кроме договора инвестиционного субсидирования заключается соглашение о целевом использовании и не отчуждении приобретаемого оборудования, техники, в течение 3 лет с момента субсидирования.
– субсидированию ставок вознаграждения по кредитам, а также лизингу технологического оборудования и сельскохозяйственной техники
– субсидированию процентной ставки по кредитным и лизинговым обязательствам в рамках направления по финансовому оздоровлению субъектов АПК
1. Заявитель обращается в финансовый институт, где заключается договор займа.
2..Заключив договор займа с финансовым институтом, заявитель/финансовый институт обращается с заявлением к оператору Программы.
3. Оператор рассматривает документы и созывает комиссию.
4. После подписания протокола комиссии, оператор направляет выписку из протокола в финансовый институт.
5..Заключается трехсторонний договор субсидирования между оператором, финансовым институтом и рабочим органом.
По данным двум программам субсидирования имеются различные условия участия, в частности финансовое оздоровление осуществляется по кредитным/кредиторским и лизинговым обязательствам, возникшие до 1 января 2014 года. Субсидированию ставок вознаграждения по кредитам, а также лизингу технологического оборудования и сельскохозяйственной техники подлежат ставки вознаграждения по договорам займа в сфере АПК, направленные на пополнение оборотных средств, приобретение основных средств и строительство, лизинг технологического оборудования, сельскохозяйственной техники.
– субсидированию в рамках гарантирования и страхования займов субъектов АПК
1. Субъект АПК обращается в  финансовый институт (БВУ, «КазАгро») для получения кредита, часть которого будет обеспечена гарантией поручителя или страховкой страховой компании.
2. При положительном решении финансового института о выдаче такого кредита, субъект АПК обращается к гаранту или в страховую компанию для получения гарантии/страховки.
3. Гарантом или страховой компанией в случае согласия направляется соответствующая заявка на субсидирование в Комиссию при акимате, рабочим органом которой будет определено областное управление с/х.
4. При положительном решении Комиссии между субъектом АПК, гарантом/страховой компанией и финансовым институтом заключается договор гарантирования/страхования.
5. Финансовый институт перечисляет кредит субъекту АПК. В свою очередь областное управление с/х осуществляет частичное субсидирование стоимости гарантии или страховки.
Согласно информации, представленной Министерством сельского хозяйства, в 2015 году выделено субсидий на сумму – 154,8 млрд. тенге, из которых освоены – 152,0 млрд. тенге (таблица прилагается).
В 2016 году выделено субсидий на сумму – 201,8 млрд. тенге и по состоянию на 1 июня т.г. освоено 18 млн. тенге.
В рамках Программы Агробизнес-2020, Министерством сельского хозяйства утверждены 15 стандартов государственных услуг (соответствующие названия Правил приведены выше). При этом в большинстве из них имеются несоответствия.
Различные сроки оказания услуг, установленные стандартами

и регламентами государственных услуг.
Так, в стандарте «Субсидирование повышения урожайности и качества продукции растениеводства, стоимости горюче-смазочных материалов и других товарно-материальных ценностей, необходимых для проведения весенне-полевых и уборочных работ, путем субсидирования производства приоритетных культур», утвержденным приказом Министра сельского хозяйства от 6 мая 2015 года № 4-3/423, срок предоставления услуги –  37 рабочих дней.
Вместе с тем, в регламентах данной услуги, разработанных некоторыми местными исполнительными органами, сроки оказания превышают сроки, установленные Стандартом.
Регламент, утвержденный постановлением акимата Восточно-Казахстанской области от 02 октября 2015 года № 260, срок оказания –

41 рабочий день.
Регламент, утвержденный постановлением акимата Жамбылской области от 18 апреля 2016 года № 124, срок оказания – 41 рабочий день.
Регламент, утвержденный постановлением акимата Павлодарской области от 27 августа 2015 года № 254/8, срок оказания – 41 рабочий день.
Регламент, утвержденный постановлением акимата Северо-Казахстанской области от 18 сентября 2015 года № 363, срок оказания –

41 рабочий день.
Аналогично в стандарте «Субсидирование стоимости затрат на возделывание сельскохозяйственных культур в защищенном грунте», утвержденным приказом и.о. Министра сельского хозяйства от 8 мая 2015 года

№ 4-1/428,
срок оказания – 37 рабочих дней.
Жамбылская область, срок оказания согласно регламенту, утвержденному постановлением акимата области от 18 апреля 2016 года № 125 – 41 рабочих дней.
Западно-Казахстанская область, срок оказания согласно регламенту, утвержденному постановлением акимата области от 24 августа 2015 года № 226 –

41 рабочий день.
Костанайская область, срок оказания согласно регламенту, утвержденному постановлением акимата области от 26 ноября 2015 года № 524 –

40 рабочих дней.
Павлодарская область, срок оказания, согласно регламенту, утвержденному постановлением акимата области от 11 августа 2015 года № 238/8

41 рабочий день.
Нарушение сроков утверждения регламентов государственных услуг.
Мониторингом установлены нарушения сроков утверждения регламентов государственных услуг, как центральным государственным органом,

так и местными исполнительными органами. Так, в соответствии с пунктом 13 Правил по разработке стандартов и регламентов государственных услуг, утвержденных приказом Министра национальной экономики от 3 декабря 2014 года № 126 регламенты государственных услуг разрабатываются и утверждаются в течение

30 календарных дней после утверждения соответствующих стандартов государственных услуг. К примеру, стандарт государственной услуги «Субсидирование процентной ставки по кредитным и лизинговым обязательствам в рамках направления по финансовому оздоровлению субъектов агропромышленного комплекса», утвержден приказом Министра сельского хозяйства от 9 ноября 2015 года № 9-1/986. В то же время соответствующий регламент государственной услуги утвержден приказом Министра сельского хозяйства от 15 января 2016 года

№ 12 (более 65 календарных дней). Аналогично утверждены регламенты не в установленные сроки для нижеследующих стандартов государственных услуг, связанных с субсидированием:
-.по возмещению части расходов, понесенных субъектом агропромышленного комплекса при инвестиционных вложениях;
- повышения продуктивности и качества продукции животноводства;
- развития племенного животноводства;
- повышения урожайности и качества продукции растениеводства;
- стоимости удобрений (за исключением органических);
-.стоимости гербицидов, биоагентов (энтомофагов) и биопрепаратов, предназначенных для обработки сельскохозяйственных культур в целях защиты растений;
-.стоимости затрат на закладку и выращивание (в том числе восстановление) многолетних насаждений плодово-ягодных культур и винограда;
-.стоимости затрат на возделывание сельскохозяйственных культур

в защищенном грунте;
- субсидирования ставок вознаграждения по кредитам, а также лизингу технологического оборудования и сельскохозяйственной техники;
- стоимости затрат на экспертизу качества хлопка-сырца и хлопка-волокна.
Вместе с тем, необходимо отметить, что 9 мая 2016 года в Закон

«О государственных услугах» внесены изменения в части требований к разработке регламента государственной услуги. В новой редакции Закона регламент разрабатывается и утверждается в течение 30 календарных дней после введения в действие соответствующего стандарта государственной услуги.
В соответствии с подпунктом 1) пункта 2 статьи 5 Закона

«О государственных услугах» услугодатели обязаны оказывать государственные услуги в соответствии со стандартами и регламентами государственных услуг.
Таким образом, отсутствие утвержденных регламентов государственных услуг могут повлечь к не своевременному получению субсидий заявителями.
Отсутствие оснований для отказа в стандартах государственных услуг.
Согласно подпункту 2) статьи 14 Закона «О государственных услугах»

в стандартах государственных услуг должны предусматриваться основания для отказа в оказании государственной услуги, установленные законами Республики Казахстан.
В связи с отсутствием в отраслевых законах нормы для отказа в предоставлении услуг, в соответствующих стандартах государственных услуг данные нормы не заложены.
Справочно: в нижеследующих стандартах государственных услуг отсутствуют основания для отказов:
-.субсидирование заготовительным организациям в сфере агропромышленного комплекса суммы налога на добавленную стоимость, уплаченного в бюджет, в пределах исчисленного налога на добавленную стоимость;
-.субсидирование повышения урожайности и качества продукции растениеводства, стоимости горюче-смазочных материалов и других товарно-материальных ценностей, необходимых для проведения весенне-полевых и уборочных работ, путем субсидирования производства приоритетных культур;
-.субсидирование стоимости гербицидов, биоагентов (энтомофагов) и биопрепаратов, предназначенных для обработки сельскохозяйственных культур в целях защиты растений;
-.предоставление субсидирования части ставки вознаграждения по кредитам в рамках Единой программы поддержки и развития бизнеса «Дорожная карта бизнеса 2020»;
-.обучение субъектов частного предпринимательства в рамках Единой программы поддержки и развития бизнеса «Дорожная карта бизнеса 2020»;
- предоставление государственных грантов в рамках Единой программы поддержки и развития бизнеса «Дорожная карта бизнеса 2020»;
-.предоставление поддержки по развитию производственной (индустриальной) инфраструктуры в рамках Единой программы поддержки и развития бизнеса «Дорожная карта бизнеса 2020».
Необходимо отметить, что 6 апреля 2016 года в Закон «О государственных услугах» внесены изменения, где предусмотрены унифицированные основания для отказа.
Справочно: в настоящее время Министерством сельского хозяйства проводится работа по внесению соответствующих поправок в действующие Правила и Стандарты государственных услуг.
Вместе с тем, в ходе мониторинга установлено, что в ГУ «Актауский городской отдел предпринимательства, сельского хозяйства и ветеринарии» при аналогичных ситуациях, должностными лицами принимались документы от субъектов бизнеса с направлением их на рассмотрение в Региональный координационный совет, в других случаях по заявлениям даны отказы без указания оснований отклонения.
К примеру, в пакете документов, представленных ТОО «Millina Food Production Company LTD» отсутствует бизнес-план, несмотря на это материалы направлены на рассмотрение в РКС.
При аналогичных ситуациях в ГУ «Актауский городской отдел предпринимательства, сельского хозяйства и ветеринарии» имеются материалы, отклоненные в принятии, в связи с отсутствием бизнес-плана.
Кроме этого, согласно норм Правил одним из необходимых документов для подачи заявки является справка налогового органа об отсутствии задолженности по обязательным платежам в бюджет, выданную менее чем за 30 календарных дней до даты обращения субъекта.
По итогам проведения мониторинга на предмет соблюдения данной нормы, выявлены случаи, где справка из налогового органа получена позднее, чем дата обращения.
К примеру, ИП Шавхаловым А. подано обращение в 11.02.2015г., справка налогового комитета при этом получена месяцем позже, т.е. 11.03.2015г. Аналогично, ТОО «Dostar Company LTD», подана заявка 07.09.2015г., в то время справка налогового комитета выдана 08.09.2015г.
Отсутствие в стандартах государственных услуг оснований для отказов создает коррупционный риск, который заключается в возможности оказания предпочтений заявителю при принятии решений услугодателем.
Вместе с тем, необходимо отметить, что в Закон «О государственных услугах» внесены поправки в части включения унифицированных оснований для отказа.
Различный перечень необходимых документов.
В ходе мониторинга установлены различные требования к перечню необходимых документов Правилами и Стандартами государственных услуг.
В рамках Правил субсидирования стоимости услуг по подаче воды сельскохозяйственным товаропроизводителям, утвержденных приказом Министра сельского хозяйства от 30 июня 2015 года № 6-3/597, субсидии выплачиваются при предоставлении следующих документов:
- заявка на получение субсидий;
-.регистрация в качестве крестьянского, фермерского хозяйства или юридического лица;
- документ об отсутствии задолженности перед вододателем;
-.документ о регистрации прав землепользования или частной собственности на земельный участок сельскохозяйственного назначения, на который подается поливная вода по договору с вододателем.
Однако, в соответствии с пунктом 9 Стандарта государственной услуги «Субсидирование стоимости услуг по подаче воды сельскохозяйственным товаропроизводителям», необходимо предоставить только заявку на получение субсидии и удостоверение личности (для идентификации).
Справочно: на сайте «mgorod.kz» от 20 января 2015 года опубликована статья под названием «В ЗКО чиновник выдавал субсидии крестьянским хозяйствам без документов», в которой освещается информация прокуратуры Теректинского района Западно-Казахстанской области по установлению фактов истребования непредусмотренных документов главным специалистом отдела сельского хозяйства Теректинского района.
В частности, у крестьянского хозяйства «Каиргалиев», обратившегося за получением субсидии в 2013 году, необоснованно истребованы справка

о наличии скота, подтверждение о присвоении учетного номера объекту производства, ветеринарно-санитарное заключение и акт поставки.
В тоже время, органами прокуратуры установлены факты рассмотрения заявок на получение субсидии без представления необходимых документов.
К примеру, к/х «Ибрагим» и ТОО «Агрофирма «Акас» в 2014 году при подаче заявок на получение субсидий не предоставлены справки банка второго уровня о наличии банковских счетов, однако, их заявки рассмотрены с вынесением решений о предоставлении субсидий. Кроме того, Отдел сельского хозяйства и ветеринарии Теректинского района объявил о начале приема заявок для субсидирования в официальном печатном издании района позже установленного срока (выдержка из статьи). Кроме того, установлены факты незаконного включения местными исполнительными органами в список получателей субсидий сельхозтоваропроизводителей (далее – СХТП), представивших неполные пакеты документов и сведений.
Так, проверкой прокуратуры выявлено, что в 2015 году в Отдел сельского хозяйства Амангельдинского района Костанайской области представлены неполные пакеты документов 57 СХТП, получившими субсидии на сумму 24,4 млн. тенге, хотя их заявки и документы подлежали возврату.
Противоречия в вышеописанных НПА, в части различного требования необходимых документов создают коррупционный риск.
Помимо этого, в соответствии со стандартом государственной услуги «Субсидирование по возмещению части расходов, понесенных субъектом агропромышленного комплекса, при инвестиционных вложениях», утвержденного приказом МСХ от 16 ноября 2015 года №9-3/999 предусмотрено предоставление услугополучателем нотариально удостоверенной копии акта государственной приемочной комиссии о приемке объекта или очереди (этапа) инвестиционного проекта в эксплуатацию.
Однако вышеуказанное требование Стандарта противоречит статье 5 Закона «О государственных услугах» (введено в действие 1 марта 2016 г.), так как при оказании государственных услуг не допускается истребование от услугополучателей нотариально засвидетельствованных копий документов, оригиналы которых представлены для сверки услугодателю, а также влекут дополнительные расходы по нотариальному заверению, и создает определенный административный барьер.
Низкий уровень разъяснительной работы.
В соответствии с нормами Закона «О государственных услугах» местные исполнительные органы должны обеспечивать доступность стандартов и регламентов государственных услуг, а также размещать стандарты государственных услуг в местах нахождения услугодателей.
Указанные нормы законодательства не всегда исполняются местными исполнительными органами.
Как показывает практика, разъяснительные работы ведутся не на должном уровне. К примеру, по Программе «Дорожная карта бизнеса 2020» количество отказанных (по различным причинам)  в принятии материалов по Мангистауской области составляет 40-45%, при этом, в отказах отсутствуют разъяснения по существу обращения.
Субъекты предпринимательства не могут получить разъяснительную информацию по субсидированию, как в письменном виде, так и в устной форме.
В этой связи, заявитель сталкивается с большим количеством бюрократических процедур, что в дальнейшем может создать коррупционный риск, заключающийся в ускорении порядка приема документов.
Справочно: по государственной услуге «Предоставление государственных грантов» Управлением предпринимательства Западно-Казахстанской области приняты документы, не предусмотренные Стандартом от ИП «Перепелинный рай» (заявление от 13.05.2015 г.) приложены справка о наличии банковского счета, договор аренды земельного участка, договор купли-продажи товара, накладная, договор на строительно-монтажные работы; ИП «Дарья» (заявление от 13.05.2015 г.) приложены справка о наличии расчетного счета с АО «Казпочта», договор о намерениях по купле-продаже оборудования; ИП «Шурина Г.К.» (заявление от 14.05.2015 г.) приложены справка о наличии банковского счета, счет фактура и платежное поручение; ТОО «СП Шанырак»  (заявление от 08.05.2015 г.) приложены справка о наличии банковского счета, выписка по счету и счет-фактура; ИП «Арис» (заявление от 13.05.2015 г.) приложены справка о наличии банковского счета, технический паспорт автотранспорта, договор намерения, ценовое предложение по красному калифорнийскому червю; ИП «Гапич В.Н.» (заявление от 14.05.2015 г.) приложены справка о наличии банковского счета, справка об инвалидности.
По государственной услуге «Предоставление субсидирования ставки вознаграждения в рамках программы «Дорожная карта бизнеса 2020» приложены документы, не предусмотренные Стандартом: ТОО «Восход Евразии» приложен бизнес план; ИП «БелПродСервис» приложен договор купли-продажи; ИП «Казиев М.Н.» приложен бизнес план; ТОО «Уральский завод металлоконструкций и новых технологий» приложен бизнес план.
Отсутствие регистрации заявлений СХТП.
Прокурорскими проверками по Восточно-Казахстанской и Актюбинской областям установлено, что практически во всех районах областей, местными исполнительными органами не осуществлялись регистрация заявок предпринимателей на получение субсидий.
Справочно: в соответствии с пунктом 72 Типовых правил документирования и управления документацией в государственных и негосударственных организациях, утвержденных приказом Министра культуры и спорта от 22 декабря 2014 года № 144 регистрации подлежат все документы, требующие учета, исполнения, и использования в информационно-справочных целях.
Вследствие чего, невозможно установить перечень лиц, реально подавших заявления, что в свою очередь создает условия для коррупции посредством выдачи субсидий тем СХТП, которые фактически подали заявки позже установленного срока.
Несвоевременное размещение информации в СМИ о начале приема заявок на субсидирование.
В ходе мониторинга, установлено, что во всех Правилах субсидирования по программе «Агробизнес-2020» не регламентированы точные сроки опубликования местными исполнительными органами о сроках подачи заявок на получение субсидий.
В ходе изучения материалов проверок прокуратуры Актюбинской, Алматинской, Костанайской и Северо-Казахстанской областей установлено, что основным административным барьером в сфере субсидирования сельского хозяйства является несвоевременное размещение на интернет-ресурсах областных управлений и в официальных печатных изданиях объявлений о начале приема заявок на субсидирование.
Ежегодно такие объявления размещаются с нарушением сроков в среднем на 4-10 рабочих дней.
Так, акиматом Тарановского района Костанайской области постановление об определении сроков предоставления заявки на получение субсидии опубликовано в районной газете «Маяк» 30 июля 2015 года и введено в действие спустя 10 календарных дней с момента его публикации.
В свою очередь, указанным постановлением определен срок предоставления заявок на получение субсидий с 9 по 10 июля 2015 года.
Постановление акимата Есильского района Северо-Казахстанской области о сроках подачи документов для субсидирования опубликовано

30 мая 2014 года. В тоже время срок приема заявок на субсидирование по отдельным культурам истек задолго до публикации (по пшенице и ячменю заявки принимались до 20 мая, по многолетним травам до 5 мая).
В Алматинской области проверкой прокуратуры повсеместно выявлены факты, когда вследствие халатности должностных лиц местных исполнительных органов, ни один фермер не сдал заявки на получение субсидий, тем самым созданы предпосылки для нарушения прав более чем 3 тысяч предпринимателей на получение законной государственной поддержки. Вышеуказанные факты создают коррупционные риски, которые заключаются в том, что о сроках подачи документов могут знать только «определенные СХТП».
Указанный факт может привести к снижению уровня доступности данной услуги.
Согласно статье «Банки не хотят иметь дело с селом», опубликованной в газете «Ақ жайық» представители малого и среднего бизнеса Атырауской области выражают недовольство с получением средств после окончания сезона посевных, ведущих к срыву запланированных мероприятий, которые в конечном итоге приводят к нецелевому использованию денежных средств. К примеру, АО «Фонд финансовой поддержки сельского хозяйства» со 100% участием государства подал иск в межрайонный экономический суд к к/х «Айсултан», которое использовало бюджетные средства не по целевому назначению. Фермер обосновывает данный факт в связи с тем, что процедура предоставления субсидий занимает много времени. В результате чего, субсидий получены после проведения посевных работ и средства были использованы не по целевому назначению.
Кроме того, 26 мая т.г. опубликована статья «Сельский банк судится с фермером» в газете «Ақжайық», в которой описана ситуация, при которой представитель малого, среднего бизнеса использовал денежные средства по нецелевому назначению, в связи с перечислением денежных средств после сезона посева. Данная ситуация привела к задолженности фермера. Таким образом, несвоевременная публикация объявлений о начале приема заявок лишают предпринимателей возможности своевременно получить субсидирование.
О коррупциогенности погектарного субсидирования.
Субсидии выплачиваются по приоритетным сельскохозяйственным культурам на 1 гектар и (или)1 тонну по нормам субсидий, установленным постановлением акимата области, города республиканского значения, столицы по согласованию с Министерством сельского хозяйства.
Процесс получения данных услуг, построен следующим образом.
Отдел сельского хозяйства района принимает и проверяет документы на их полноту, после чего вносит на рассмотрение межведомственной комиссии (далее - Комиссия), созданной при акиме области (города Астана, Алматы).
В состав Комиссии включаются представители:
1) акимата города республиканского значения, столицы, района (города областного значения), в том числе управлений или отделов сельского хозяйства и земельных отношений города республиканского значения, столицы, района (города областного значения), акима сельского округа;
2) территориальной инспекции уполномоченного органа в области развития агропромышленного комплекса;
3) региональных палат Национальной палаты предпринимателей;
4) научных и общественных организаций аграрного профиля.
Комиссия рассматривает документы на их соответствие, после чего составляет список претендентов СХТП на получение субсидий. Далее Комиссия осуществляет выезд в хозяйства СХТП (в течение двух недель) и составляет акт приемки посевов (всходов) СХТП (в течение в трех рабочих дней).
После установления соответствия СХТП данным, указанных в заявке, список СХТП на получение субсидий направляется на утверждение акиму района (города областного значения). В итоге Отдел сельского хозяйства направляет утвержденный список и другие необходимые документы в Управление сельского хозяйства, откуда документы направляются в территориальные подразделения казначейства для соответствующих выплат.
В ходе изучения вышеуказанных процессов установлено, что наиболее уязвимым для коррупционных проявлений является этап «выезда членов Комиссии в хозяйства СХТП и составление акта приемки посевов».
Как показывает практика, Комиссия физически не успевает объезжать все участки СХТП, в результате составляютя формальные акты приема посевов, т.е. отражаются данные указанные в заявке СХТП, которые могут быть завышенными.
Так,  27 ноября 2015 года на новостном портале «informburo.kz» опубликована статья «Государство субсидирует «Липу» вместо сельхозкультур», где сказано, что текущие программы субсидирования являются неэффективными и как привел пример Вице-министр сельского хозяйства Ермек Кошербаев «в Павлодарской области проверкой прокуратуры в июне 2014 года к/х «Болат» и СП «Камкор» выплачена субсидия в размере 8 млн. тенге за посев люцерны на площади 178 га. Однако при визуальном осмотре посевной площади, прокуратурой по большей её части признаки взращивания этой культуры не установлены. Иначе говоря, не было там люцерны».
Кроме того, Вице-министр привел факт, когда в отчетах по субсидиям указывалось, что за день чиновники по линии сельского хозяйства осмотрели 38 хозяйств, расстояние между которыми составляет, по меньшей мере, 150 км. То есть, в общей сложности, за день они якобы проехали 3 800 км.
Справочно: в Южно-Казахстанской области в 2015 году по статье 177 Уголовного Кодекса осуждены 3 специалиста районных акиматов и отдела сельского хозяйства.
В частности Земельный инспектор Махтааральского района, заполнил акт приемки на незасеянный участок путем внесения ложных сведений о посевах.
Главный специалист акимата сельского округа Жана ауыл Махтааральского района, в целях предоставления преимущества в пользу других лиц в реестр субсидирования представил подложный акт на земельный участок, заполнил акт приемки на незасеянный участок путем внесения ложных сведений о посевах.
Другие факты нарушений выявлены прокуратурой Алматинской области.
Согласно Правилам субсидирования по возмещению части расходов, понесенных субъектом агропромышленного комплекса при инвестиционных вложениях, комиссия направляет группу специалистов рабочего органа для обследования объектов инвестиций, которая оформляет осмотр актом.
Однако, проверкой установлено, что ни по одному объекту инвестиций сотрудники Управления сельского хозяйства Алматинской области на осмотры не выезжали.
Так, в Енбекшиказахском районе к/х «Коктем» в 2014 году согласованы и выплачены субсидии на общую сумму 10,3 млн. тенге, исходя из имеющейся площади теплиц 1,9 га. Однако фактически у крестьянского хозяйства зарегистрированных в органах юстиции теплиц не имеются, также отсутствуют технические паспорта на объемы.
Вышеуказанные факты свидетельствуют о том, что в работе Комиссии содержатся большие риски, так как члены Комиссии, как правило, физически не успевают объезжать все участки СХТП, в связи с чем, в некоторых случаях, как указано выше, работа Комиссии поставлена фиктивно, и в таком случае, со стороны работников местных исполнительных органов могут совершаться коррупционные проявления.
По этим причинам в Министерстве сельского хозяйства принято решение о прекращении не стимулирующих субсидий и замене их на более эффективные виды с 2016 года.
Справочно: с конца 2015 года Министерством сельского хозяйства были официально объявлено о запланированном с 2016 года реформировании программ субсидирования СХТП.
Субсидии на ГСМ в растениеводстве и повышение продуктивности в животноводстве определены как низкоэффективные, так как выплачиваются на посевные площади и производственную продукцию, вне зависимости от эффективности производства. При этом сведения, используемые при их распределении трудно администрируемы, что приводит на практике к припискам посевных площадей, надоя, килограмма и т.д.
В этой связи, проводимой работой Министерством сельского хозяйства по реформированию системы субсидирования агропромышленного комплекса и планируемым перераспределением финансовых средств с не стимулирующих субсидий на более эффективные виды государственной поддержки на заседании Правительства от 12 октября 2015 года принято решение о прекращении субсидирования стоимости ГСМ и других товарно-материальных ценностей (погектарное субсидирование).
Справочно: 16 апреля 2016 года в адрес областных акиматов направлен проект приказа Министра сельского хозяйства (исх. № 4-4-12/1541-И от 16 апреля 2016 года), в котором предполагается отмена «погектарного» субсидирования.
28 мая т.г. в адрес акиматов областей и городов Астаны, Алматы направлено письмо от Вице-министра сельского хозяйства о продолжении работы по субсидированию в данном направлении (исх. №4-1-10/2152-И).
Однако уполномоченным органом по сегодняшний день не принято окончательное решение по исключению или реформированию данного вида субсидирования.
Субсидирование развития племенного животноводства, повышение продуктивности и качества продукции животноводства.
Данный вид субсидии выплачивался СХТП согласно следующей приоритетности направлений:
  1. на развитие племенного животноводства: (ведение селекционной и племенной работы с маточным поголовьем крупного рогатого скота, овец, приобретение племенного и селекционного крупного рогатого скота, овец).
  2. на повышение продуктивности и качества продукции животноводства: (реализация бычков на откормочные площадки первого уровня производства, удешевление стоимости производства говядины, молока, охлажденного мяса птицы, остальных видов продукции животноводства).
Процедура получения данного вида субсидий построено следующим образом:
  1. Ежегодно, до 20 января, Отдел сельского хозяйства соответствующего района (далее - Отдел) размещает на интернет-ресурсе акимата района и в официальных печатных изданиях объявление о начале приема заявок на субсидирование.
  2. СХТП, подают заявки в Отдел для получения соответствующих субсидий.
  3. Отдел проверяет полноту поданных документов и регистрирует заявки на получение субсидий в специальном прошнурованном, пронумерованном и скрепленном печатью отдельном журналах по направлениям субсидирования (в течение пяти рабочих дней).
4. Отдел в течение пяти рабочих дней осуществляет выезд на место деятельности СХТП для проведения сверки первичных документов зоотехнического учета (включая отчет о движении скота, журнал производства продукции).     
5. Отдел направляет сводные акты по району и необходимый перечень документов в Управление сельского хозяйства.
6. Управление сельского хозяйства направляет сводные акты на рассмотрение областной Комиссии по вопросам субсидирования животноводства состав комиссии входят специалисты управления сельского хозяйства области и управления ветеринарии области, территориальных подразделений Комитета государственной инспекции в агропромышленном комплексе и Комитета ветеринарного контроля и надзора Министерства, депутаты местных представительных органов, а также представители Региональных палат предпринимателей и общественных объединений, осуществляющих деятельность в области животноводства). Комиссией определяются объемы причитающихся субсидий, заявленных СХТП, формирование сводного акта по области, внесение предложений по перераспределению средств и изменению объемов субсидий по направлениям субсидирования.
Как показывает практика, коррупционные проявления возникают на стадии приема документов Отделом (отсутствие регистрации хаявок СХТП) и при составление сводного акта (возможны приписки животных для увеличения суммы выплат). К примеру:
1. Прокурорскими проверками по Восточно-Казахстанской и Актюбинской областям установлено, что практически во всех районах областей, местными исполнительными органами не осуществлялись регистрация заявок предпринимателей на получение субсидий.
Вследствие чего, невозможно установить перечень лиц, реально подавших заявления, что в свою очередь создает условия для коррупции посредством выдачи субсидий тем СХТП, которые фактически подали заявки позже установленного срока.
2. Проверкой прокуратуры Акмолинской области выявлено, что в Буландинском районе в целях увеличения размера получаемых субсидий, СХТП практиковали отражение в своих заявках снятых с учета животных (с базы «Идентификационных сельскохозяйственных животных»), либо животных которые зарегистрированы за другими СХТП.
К примеру, к заявке ТОО «Журавлевка-1» на получение субсидий, на ведение селекционной и племенной работы с маточным поголовьем КРС, охваченным породным преобразованием приложены списки о племенном маточном поголовье на 206 голов КРС и маточное поголовье, участвующее в породном преобразовании на 211 голов. При этом из указанных 206 голов о племенном маточного поголовья скота установлено, что 5 голов КРС в базе данных ИСЖ зарегистрированы за другими СХТП. Общая сумма необоснованно выплаченных субсидий ТОО «Журавлевка-1» составляет 720 тыс. тенге.
Аналогичные нарушения закона допущены по заявкам КХ «Беркут», КФХ «Максименко А.А.», КХ «Жакупов», КФХ «Манав А».
Вследствие недобросовестного отношения к своим служебным обязанностям должностными лицами отделов сельского хозяйства Акмолинской области в 2014 году из государственных средств необоснованно выплачены субсидии на животноводство и растениеводство в размере 38,4 млн. тенге. Этот же показатель в 2015 году составил 51,9 млн. тенге.
В целях исключения фактов вышеуказанных нарушений Министерством сельского хозяйства в июля 2015 года в правила субсидирования развития племенного животноводства, повышение продуктивности и качества продукции животноводства были внесены изменения в части утверждения формы сверки данных ИСЖ и ИАС, а также данный процесс сверки на сегодняшний день автоматизирован на портале ИАС.
Риск выплаты необоснованных субсидий.
Согласно пункту 9 Правил субсидирования развития семеноводства (утвержденные приказом МСХ от 12 декабря 2014 года № 4-2/664), СХТП подает заявку на получение субсидий в Отдел сельского хозяйства.
В тоже время СХТП может подать заявку об оплате причитающихся ему субсидий через семеноводческое хозяйство, у которого он приобрел семена (по сниженной цене).
В таком случае субсидии выплачиваются семеноводческому хозяйству.
При этом подпунктом 2) пункта 19 Правил предусмотрено, что Управление сельского хозяйства области в течение десяти рабочих дней со дня поступления документов, в случае наличия фактов реализации семеноводческими хозяйствами семян другой области, представившим заявки об оплате причитающихся субсидий указанным семеноводческим хозяйствам, Управление сельского хозяйства области, на территории которой находятся семеноводческие хозяйства, составляет сводный реестр семеноводческих хозяйств по области на выплату субсидий и направляет его в Управление сельского хозяйства области, на территории которой расположены посевные площади СХТП, с целью недопущения включения данных СХТП в сводную ведомость для выплаты субсидий.
В данном случае, возникает риск не включения в реестр определенных семеноводческих хозяйств другой области.
Кроме того, в Правилах не урегулировано положение о том, что Управление сельского хозяйства области, куда поступил сводный реестр, должно уведомить Управление сельского хозяйства другой области о том, что СХТП уже выплачены соответствующие субсидии.
Таким образом, возникает риск необоснованной выплаты субсидий семеноводческим хозяйствам, реализовавшим семена СХТП другой области.
Одобрение проектов РКС в нарушение Правил субсидирования.
Согласно пункту 24 Правил субсидирования ставки вознаграждения по кредитам банков второго уровня субъектам частного предпринимательства

и иных мер государственной поддержки в рамках первого направления «Поддержка новых бизнес-инициатив» Программы «Дорожная карта бизнеса 2020», утвержденных Постановлением Правительства РК №556 от 10 июня 2010 года, предприниматель с положительным решением РКС обращается к координатору Программы на местном уровне с заявлением-анкетой, к которому прилагает устав и учредительный договор.
В ходе контрольных мероприятий, Ревизионной комиссией Алматинской области установлены факты нарушений.
К примеру, в проекте ТОО «Зире» по строительству дополнительных помещений к медицинскому центру «Зире» отсутствовал вышеуказанный устав организации. РКС данный проект одобрил с нарушением.
Кроме того,согласно главе 2 Программы «Дорожная карта бизнеса 2020», утвержденной постановлением Правительства от 13 апреля 2010 года №301,

не субсидируются кредиты, направленные на выкуп долей, акций организаций, а также предприятий как имущественный комплекс.
В ходе контрольных мероприятий установлено, что проект

ТОО «ХОЗУ-Адм.Алматы» по приобретению имущественного комплекса санатория «Капал-Арасан» был одобрен РКС на сумму кредита в 470 млн. тенге.
По сведениям Антикоррупционной службы Акмолинской области за 2015 год проведены проверки законности выдачи уполномоченными органами области субсидий СХТП, зарегистрировано 6 досудебных расследований, из которых прекращено – 3 (с привлечением виновных лиц к дисциплинарной ответственности и возмещением ущерба), в производстве 2 дела, приостановлено 1 дело.
Также в Акмолинской области зарегистрировано досудебное расследование от 04 февраля 2015 года в отношении акима Есильского района Рахметова К.С., который в период 2013-2014 года предоставил земельные участки ТОО «Шанырак-Р», ТОО «Родник», КХ «Даниял», ИП Рахметову А.А. принадлежащие родственникам акима, а также по факту лоббировании интересов вышеуказанных хозяйств при предоставлении субсидий на удешевление стоимости ГСМ, удобрений, гербицидов  и др.
По решению дисциплинарного совета от 27 января 2015 года уволены с занимаемых должностей: заместитель акима Есильского района Калмухамбетов А.А., руководитель ГУ "Есильская районная территориальная инспекция КГИ в АПК МСХ РК" Оразалин К.С., руководитель отдела предпринимательства акимата Есильского района Рахмибеков М.К., аким Красногорского сельского округа Есильского района Садвокасова А.К., руководитель отдела земельных отношений Есильского района Жунусов А.Т. Кроме того, аким Есильского района Рахметов К.С. освобожден от занимаемой должности. 06 октября 2015 года зарегистрировано досудебное расследование в отношении должностных лиц Отдела сельского хозяйства Коргалжынского района Акмолинской области по факту мошеннических действий, выразившихся в повторной незаконной выдаче государственных субсидий в сумме 30,5 млн. тенге хозяйствующим субъектам района, которые фактически по данной программе уже были просубсидированы в 2015 году. Досудебное расследование продолжается.
Одной из причин возникновения вышеуказанных фактов нарушений является то, что оказание государственных услуг производится через канцелярию услугодателя (на бумажном носителе), создающий непосредственный контакт заявителя с услугодателем.
Справочно: из 16 государственных услуг по субсидированию по программе «Агробизнес 2020», только 3 имеют альтернативу подачи документов через госкорпорацию, при этом оказание услуги через электронное правительство www.egov.kz имеет только 2 государственные услуги.
Общественным мониторингом качества государственных услуг, оказываемых в рамках программ ДКБ-2020 и Агробизнес-2020, проведеного Национальной палатой предпринимателей «Атамекен» в 2015 году установлены следующие проблемы:
-.низкий уровень информированности, отсутствие консультации, разъяснение необходимой информации об условиях получения услуги;
- длительные сроки рассмотрения заявок на субсидирование в банках второго уровня;
- административные барьеры со стороны банков второго уровня (процесс оформления договоров после одобрения РКС не контролируется Оператором программы);
- отсутствие возможности внесения корректировок технического характера в договор субсидирования;
- отсутствие автоматизации государственных услуг (прием заявлений и выдача результатов оказания государственной услуги осуществляются канцелярией услугодателя);
- низкий уровень квалификации сотрудников услугодателя и филиалов ДАМУ;
- истребование документов, которые могут быть получены услугодателем из государственных информационных ресурсов.
По итогам общественного монтиоринга НПП «Атамекен» в Министерство национальной экономики внесены следующие предложения по улучшению доступа предпринимателей к финансированию в рамках программы:
1) Изменение условий гарантирования в рамках программы «ДКБ-2020».
В рамках Программы «ДКБ-2020» условие об обязательном гарантировании приводит к удорожанию ресурсов для предпринимателей и увеличивает время, необходимое для получения кредитных средств. При этом, гарантирование должно выступать возможной опцией в случае нехватки обеспечения, а не обязательным требованием. В этой связи, НПП «Атамекен» (далее – НПП) полагает целесообразным рассмотреть возможность исключения условий по обязательному гарантированию при субсидировании займов, направленных на пополнение оборотных средств.
Кроме того, по условиям «ДКБ-2020» и договора гарантирования, в случае нецелевого использования заемщиком кредита либо неисполнения со стороны заемщика других условий, в обеспечение которого предоставлена гарантия АО «ФРП «Даму», Фонд имеет право аннулировать данную гарантию.
Механизм исполнения обязательств по гарантии со стороны Фонда условный и продолжительный. Гарантия Фонда не исключает риск невозврата средств БВУ.
При этом, БВУ требует от заемщика предоставить более ликвидное обеспечение, что снижает доступность финансирования для заемщика.
С учетом вышеизложенного, НПП предложила изменить разновидность гарантии Фонда с условной на безусловную (в случае целевого использования средств). При выявлении случаев нецелевого использования средств, аннулировать гарантию на сумму не целевого использования, а не на всю сумму гарантии.
2) Сократить и унифицировать отчетность банков по госпрограммам.
Банки второго уровня обязаны предоставлять по каждой из программ определенный перечень отчетности, причем по каждой программе и иногда отчеты дублируются с небольшими изменениями.
Наличие большого количества отчетности заставляет БВУ увеличивать штат сотрудников, что повышает  операционные расходы БВУ, негативно отображается на рентабельности программ и создает дополнительные трудности для БВУ как операторов. При введении новых программ количество отчетности будет только расти.
В этой связи, в целях повышения эффективности государственных программ целесообразно снизить количество отчетности, предоставляемой по государственным программам в институты развития.
3) Предусмотреть меры поддержки в рамках «ДКБ-2020» для сельских населенных пунктов и малых городов, расположенных в пригороде городов республиканского и областного значения.
Предприниматели сельских округов и поселков вокруг крупных городов, к примеру, города Семей, не подпадают под льготное кредитование 4% годовых,  т.к. согласно пункта 5 раздела 5 Программы, для целей реализации мер поддержки сельскими населенными пунктами признаются населенные пункты, не относящиеся к моногородам и малым городам, а также республиканского и областного значения.
В связи с тем, что город Семей имеет статус города областного значения, сельские округа и поселки, подчиненные в административном порядке к нему, относятся к пригороду города Семей.
Все 14 сельских округов и 2 поселка имеют свою обозначенную границу, имеют орган управления в лице акимов и свой бюджет, а также сельские округа как Алгабасский и Караоленский расположены от города Семей более чем на 300 км. В настоящее время предприниматели сельских округов и поселков города Семей не имеют возможности воспользоваться данным инструментом государственной поддержки по программе «ДКБ - 2020», как остальные сельские жители области. На них распространяются требования Программы как для городов Усть-Каменогорск и Семей, т.е. под 7% субсидирования, что затрудняет развитие сельских округов.
Мониторинг официальных интернет-ресурсов министерств Сельского хозяйства, Национальной экономики, АО «Казагромаркетинг» и АО ФРП «ДАМУ» показал следующее. Так, на сайте Министерства сельского хозяйства размещены актуальные НПА (правила, стандарты и регламенты государственных услуг) в сфере субсидирования. В тоже время, отсутствуют отчетные данные об освоении средств в рамках субсидирования «Агробизнес 2020» за прошлые годы.
Кроме того, отсутствует информация о государственной поддержке малого, среднего бизнеса, данные об освоении денежных средств в части субсидирования в рамках «Дорожная карта бизнеса 2020».
На интернет-ресурсе АО «Казагромаркетинг» размещена информация

о порядке получения субсидий, (в качестве оператора, АО «Казагромаркетинг оказывает 4 услуги), а также аналитические исследования по отраслям сельского хозяйства, ценовой мониторинг продуктов животноводства и др. Вместе с тем, отсутствует информация по освоению денежных средств

в области субсидирования. На сайте АО ФРП «ДАМУ» размещена наиболее полная информация о предоставляемых субсидиях (нормативно-правовые акты, краткая информация о направлениях субсидирования и др.).
Также на сайте размещены еженедельные отчетные данные по освоению денежных средств в рамках субсидирования «ДКБ 2020».
Таким образом, не соблюдаются принципы оказания государственных услуг, предусмотренных статьей 3 Закона «О государственных услугах» - прозрачность и подотчетность.
Согласно результатам социологического исследования, проведенного консалтинговой компанией «ПРЭКО», о положительных изменениях условий ведения бизнеса в Казахстане отзывается меньшинство предпринимателей -  17,2% респондентов, среди представителей юридических лиц - всего 17,1%. Соответственно, в целом по Республике положительные изменения условий ведения бизнеса отмечают 17,1% представителей бизнес-сектора.
По мнению опрошенных индивидуальных предпринимателей и юридических лиц на сегодняшний день в стране имеется ряд факторов, сдерживающих развитие бизнеса в стране.
В первую очередь, респонденты выделили инфляцию (50%), валютное регулирование (30,5%), налоговое регулирование и величина налогов (26,2%), коррупция в органах государственной власти (18,8%) и неэффективность государственного аппарата (11,3%). Именно эти 5 факторов по результатам исследования формируют пятерку основных барьеров, препятствующих сегодня развитию бизнеса в Казахстане в целом.
Подводя итоги, мониторинга можно выделить основные проблемы при реализации программ субсидирования:
- несовершенство правил, стандартов и регламентов государственных услуг (наличие дискреционных норм, противоречие между НПА, а также отсутствие альтернативного способа подачи документов);
- частое проведение со стороны банков и Фонда «Даму» мониторинга целевого использования средств, а так же ежеквартальное истребование отчетов;
- длительный срок (более 2-х месяцев) рассмотрения банками документов на получение кредита и принятия решения по его выдачи;
- отсутствие разъяснительной работы о порядке субсидирования по программе «Агробизнес – 2020»;
- отсутствие информации на веб-сайтах государственных органов о ходе реализации программы «Агробизнес – 2020»;
- отсутствие автоматизированного процесса оказания услуг;
- отсутствие четких сроков оказания услуг при субсидировании сельского хозяйства связанного с сезонностью работ;
- несвоевременное информирование услугополучателей о начале приеме документов на субсидирование по программе «Агробизнес – 2020»;
- высокая коррупциогенность отдельных направлений субсидирования в агропромышленном комплексе, в частности «погектарное субсидирование».
Предложения по совершенствованию системы субсидирования малого и среднего бизнеса:
- привести в соответствие правила, стандарты и регламенты государственных услуг;
- предусмотреть автоматизацию государственных услуг посредством подачи услугополучателем документов в электронном виде на портале электронного правительства, а также автоматизацию внутренних процессов субсидирования в целях обеспечения прозрачности принятия решений и устранения вероятности дублирования субсидирования;
- исключить из стандартов государственных услуг необходимость предоставления услугополучателями документов, которые могут быть получены услугодателем самостоятельно, через государственные информационные системы;
-.усилить разъяснительную работу посредством организации и проведения семинаров, совещаний с предпринимателями, с акцентом на сельскую местность, а также на постоянной основе размещать на официальных интернет-ресурсах информацию о ходе реализации программы «Агробизнес – 2020»;
-.усилить контроль за соблюдением сроков рассмотрения заявок

в банках, предполагающих субсидирование;
-.проработать вопрос целесообразности изменения механизма субсидирования повышения урожайности и качества продукции растениеводства, стоимости горюче-смазочных материалов и других товарно-материальных ценностей, необходимых для проведения весенне-полевых и уборочных работ, путем субсидирования приоритетных культур (погектарное субсидирование);
- рассмотреть возможность ухода от практики опубликования объявлений в сторону закрепления в правилах субсидирования конкретных сроков начала подачи заявок на субсидирование.

Мобильді нұсқа RSS Сайт картасы