скрипт для АДГС

Стиль для галереи

You are here

Аналитическая справка по результатам внешнего анализа коррупционных рисков в деятельности Департамента организационно-мобилизационной работы Генерального штаба Вооруженных сил Республики Казахстан и подчиненных ему местных органах военного управления

В период с 7 апреля по 10 мая 2016 года на основании совместного приказа Министра по делам государственной службы от 18 марта 2016 года № 60 и Министра обороны от 6 апреля 2016 года № 146 проведен внешний анализ коррупционных рисков в деятельности Департамента организационно-мобилизационной работы Генерального штаба Вооруженных сил Республики Казахстан и подчиненных ему местных органах военного управления.

I. Реализация контрольных функций 
В соответствии с положением Департамента организационно-мобилизационной работы (далее – Департамент) к его контрольным функциям относится организация и контроль служебной деятельности в местных органах военного управления (далее – МОВУ) в сферах административной практики, призыва и воинского учета.   
Административная практика
К подведомственности Министерства обороны относятся 10 статей КоАП, из них 8 к компетенции Департамента и подчиненных ему МОВУ (ст.642,644-650).
Наличие дискреционных норм В статьях 648 «Уклонение от медицинского обследования или сборов», 649 «Умышленная порча или утрата документов воинского учета», 650 «Уклонение от подготовки к воинской службе» предусмотрены альтернативные виды административных взысканий, налагаемых на призывников и граждан – предупреждение или штраф в размере до 5 месячных расчетных показателей.
Данная норма, предоставляющая возможность применения низшего и высшего предела наказания, при отсутствии четких критериев выбора вида взыскания может создавать условия для коррупционных проявлений. Например, в МОВУ г.Семей по информации территориального департамента Восточно-Казахстанской области практически половина административных взысканий приходится на вынесение предупреждений.
Так, в 2015 году из возбужденных 213 административных производств по ст.648, 649 КоАП предупреждения составили 122 или 57%, штрафы 91 или 43%.
По информации территориального департамента Жамбылской области из 235 административных правонарушений взыскание в виде предупреждения в 2015 году применено к 65 лицам или 15,4%. В целях исключения коррупционной составляющей Департаментом в прошлом году в МОВУ направлено указание о применении административных взысканий в виде предупреждения только в исключительных случаях (телеграмма от 28.09.2015 года).
Однако, отсутствие в указании конкретных критериев выбора вида наказания привело к его неисполнению МОВУ. 
Расширенные дискреционные полномочия усматриваются в статье 650 «Уклонение от подготовки к воинской службе призывников по военно-техническим специальностям по направлению местных органов военного управления или непосещение занятий учебных организаций без уважительных причин», в диспозиции которой не определен конкретный временной период уклонения от подготовки или непосещения занятий по истечении которого наступает административная ответственность.
Контроль за административной практикой 
В 2015 году по данным Департамента работниками МОВУ возбуждено 27 382 административных производств (в 2014 году 15 945), наложено штрафов на сумму 162 440 тыс.тенге (72 701 тыс.тенге), процент взыскания составил 99,3% (99,8%).
В штате Департамента отсутствуют должности, основной функцией которых является контроль за состоянием административной практики.
Соответственно, анализ административной практики в разрезе регионов и подведомственных статей КоАП не проводится.
Между тем, анализ данных административной практики может способствовать повышению качества административного производства, а также не допущению нарушений норм КОАП. К примеру, выявленные в т.г. в Восточно-Казахстанской области факты неправильного наложения административных взысканий можно установить при анализе сводной отчетности. Справочно. Наложены административные штрафы в размере 1 МРП вместо установленных ст.649 КоАП - 5 МРП.
Методические рекомендации, обзорные письма и аналитические материалы по административной практике в Департаменте не разрабатывались и в регионы не направлялись. В 2015 году Департаментом отправлены в МОВУ два указания и одно разъяснение КПСиСУ ГП РК касательно вопросов сокращенного административного производства.
В МОВУ за законность наложенных административных взысканий отвечают юрисконсульт МОВУ, а за возбуждение административного производства и ведение учета - работники других подразделений. В результате, ответственность должностных лиц размывается, что создает условия для появления коррупционных рисков при возбуждении административного производства. Сверка с КПСиСУ ГП по административным материалам МОВУ на предмет достоверности и выявления укрытых административных правонарушений Департаментом не проводилась. В частности, по данным Департамента в 27 тысячах возбужденных административных производствах отсутствуют прекращенные материалы, что вызывает сомнения в их достоверности.Так, по сведениям территориального департамента Восточно-Казахстанской области в ходе проверки Военной прокуратуры восточного региона в марте 2016 года установлены многочисленные нарушения ведения и заполнения журналов учета административных правонарушений и отсутствие нумерации протоколов. Вышеуказанные факты свидетельствуют о реализации контрольных функций Департамента по административной практике в МОВУ без налаженной системы учета и надлежащего анализа причин и условий совершения правонарушений, что увеличивает вероятность появления коррупционных рисков. Как следствие, профилактическая работа Департамента осуществляется не на должном уровне, ввиду отсутствия системного подхода и разработанных механизмов по предупреждению и выявлению коррупционных рисков в Министерстве обороны.
Так, в Плане мероприятий по реализации Программы профилактики правонарушений в Вооруженных Силах Республики Казахстан на 2016-2018 годы (далее – План мероприятий), утвержденного приказом Министерства обороны 20 января 2016 года, раздел «Профилактика административных правонарушений» содержит 7 пунктов. Однако, разделом не предусмотрены мероприятия по профилактике коррупционных нарушений при административном производстве в МОВУ. 
В разделе профилактика коррупции (содержит 6 пунктов) отсутствуют профилактические меры связанные со сферами с наиболее высокими рисками. Помимо МОВУ к ним относятся организация госзакупок (обеспечение питанием, одеждой), сфера строительства и содержания инфраструктуры.
Кроме того, вызывает вопросы и действующая редакция ряда запланированных мероприятий.    Например, пункт 41 Плана мероприятий «Проведение органами военной полиции плановых и внезапных проверок воинских учреждений на предмет соблюдения требований антикоррупционного законодательства» к профилактической работе не имеет прямого отношения.       
Иные недостатки административной практики
Анализ административной практики в период 2014-2015 годы показал, что в МОВУ практически не возбуждаются дела об административных правонарушениях по статьям 642 и 644 КоАП по фактам непредставления в МОВУ в установленный срок списка граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, а также не оповещения граждан о вызове в МОВУ. Так, за два года по статье 642 в МОВУ зарегистрировано только одно административное производство.  На местах административные материалы составляются в основном в отношении призывников и военнообязанных, а привлечение представителей юридических лиц (руководители организаций, должностные лица учебных заведений и т.д.) носит единичный характер. Такая практика требует тщательного анализа и принятия соответствующих мер, поскольку в ряде случаев она может иметь коррупционную составляющую.Следует отметить, что на эффективность административной практики в сфере воинского учета негативно влияет установленный КоАП двухмесячный срок давности.
Очевидно, что эта норма позволяет работодателям в большинстве случаев избежать административной ответственности при несвоевременном направлении в МОВУ сведений об изменениях в составе штата сотрудников. По вышеуказанной причине граждане призывного возраста также не сообщают в МОВУ об отчислении из ВУЗа и утрате оснований для отсрочки от призыва.   
С учетом данного фактора следует инициировать рассмотрение вопроса об увеличении срока давности по административным правонарушениям.
Увеличение срока давности с двух месяцев например, до года позволит   разрешить проблему позднего выявления   большинства правонарушений в сфере воинского учета (минимизирует вероятность коррупционных рисков связанных с манипулированием срока выявления со стороны должностных лиц МОВУ).  
Кроме того, необходимо проведение тщательного анализа правоприменительной практики по статьям КоАП для рассмотрения вопроса о возможном отнесении административных правонарушений, относящихся к подведомственности Министерства обороны, к компетенции суда.      
Требует разрешения и несоответствие утвержденных Уставами видов деятельности Департаментов обороны и МОВУ действующим нормам административного законодательства.  Так, согласно ст.699 КоАП рассматривать дела об административных правонарушениях и налагать административные взыскания от имени органов Министерства обороны вправе только начальники местных органов военного управления.
Однако, по информации регионов применение мер административного воздействия отражено в Уставах Департаментов обороны, а в Уставах МОВУ отсутствует. 
Призыв и воинский учет
Изучение публикаций СМИ, а также обращений и заявлений граждан показывает, что одним из проблемных вопросов сферы призыва является предоставление отсрочки и освобождение от призыва. 
Этот вывод подтверждает и правовая статистика по сведениям которой в 1 квартале 2016 года зарегистрировано 4 досудебных расследования по правонарушениям коррупционного характера в сфере призыва.   
При этом статистические показатели предоставленных отсрочек не изучаются, что показывает ненадлежащий уровень профилактической работы в этой сфере.   
Например, анализ сведений о медицинском освидетельствовании при призыве указывает на значительную разницу удельного веса «временно негодных к воинской службе» граждан по различным регионам. Так, удельный вес данной группы граждан в Атырауской области в 2014 году составил 72,1% (6508 граждан из 9024 прошедших медицинское освидетельствование). Для сравнения, в Кызылординской области - 2,8%, Восточно-Казахстанской области - 5%, Южно-Казахстанской области - 5,1%, при средней по стране - 15,4%.  
Большая разница показателей удельного веса между регионами может быть связана с недостатками в работе медицинских комиссий, которые создают условия способствующие возникновению коррупционных рисков.      
Тем более, изучение сведений о медицинском освидетельствовании граждан при приписке к призывным участкам показывает, что в Атырауской области, годными к военной службе признаются в 2014 году 57,5%, а при призыве всего 18,2% (меньше в 3,1 раза).
Отсутствие проверочных мероприятий МОВУ во время призывной компании 
В соответствии с подпунктом 3) пункта 36 Правил ведения воинского учета (утверждены ПП РК от 27 июня 2012 года № 859) МОВУ района ведут учет призывников и осуществляют контроль над законностью получения ими отсрочек.
Между тем, МОВУ контроль на предмет правомерности получения отсрочки в период призыва не проводится, что приводит к его неэффективности при превенции нарушений, совершаемых в этой сфере.
Так, при получении военного билета гражданином освобожденным от службы по состоянию здоровья, проверка законности его освобождения после призывной компании практически невозможна ввиду отсутствия законных оснований для его вызова. 
Проблемы в учетно-воинской сфере
Предпосылки для коррупционных рисков возникают и в сфере ведения учета призывников. Учет военнообязанных и призывников регламентируется постановлением Правительства от 27 июня 2012 года № 859 «Об утверждении Правил ведения воинского учета военнообязанных и призывников (далее – Правила).
К примеру, на проблему неукомплектованности личных дел призывников обращала внимание Военная прокуратура в ходе проведения инструкторско-методических занятий, прошедших 29 марта 2016 года в г.Астана.
Укомплектованность личных дел призывников зачастую не соответствовала установленным требованиям.
 Как правило, в личных документах отсутствуют: 
– копии документов об образовании;
- справки о составе семьи;
- характеристики с места работы или учебы;          
- листы изучения призывников;
- сообщения от судебных органов о привлечении к уголовной ответственности;
- справки из органов ЗАГС о смерти близких родственников. 
Личные дела ведутся в МОВУ в бумажном виде, не дублируются и не проверяются в электронном формате, что создает возможности для совершения противоправных действий, связанных с подлогом, заменой документов или неполным их формированием.
Поскольку должностные лица МОВУ вносят в личные дела призывников и другие учетно-воинские документы все необходимые сведения, то при желании они могут в коррупционных целях изменить их содержимое.
Этому способствуют и законодательные препятствия в виде отсутствия нормы в Правилах о праве призывника на ознакомление со своим личным делом.
Так, по информации территориального департамента Восточно-Казахстанской области личные дела граждан с других регионов, обучившихся в Военно-технической школе (далее - ВТШ), поступали без результатов медицинских обследований и заключений врачей.    
Таким образом, имело место снятие с учета в одном МОВУ и постановка на учет в другом, в целях повторного проведения медицинского обследования, приема на обучение в ВТШ либо признания негодным к службе. Например, в той же Восточно-Казахстанской области при выборочном изучении личных дел граждан, обучившихся в Военно-технической школе, выявлено 12 фактов перевода из категории «негодных» в категорию «годных» к воинской службе.
Излечение у данных граждан в короткий период времени серьезных заболеваний, таких как плоскостопие 1-2 степени с артрозом, искривление позвоночника и т.д,. указывает на заинтересованность уполномоченных должностных лиц в признании призывников «годными» к воинской службе.
Между тем, наличие качественной электронной базы данных о призывниках позволило бы улучшить контроль в этой сфере, снизив вышеуказанные коррупционные риски.
Проверочные мероприятия в сфере учетно-воинской работы
В соответствии с нормами Предпринимательского Кодекса к контрольным функциям Департамента и МОВУ отнесена организация контроля учетно-воинской работы в государственных и частных организациях. В связи с этим, Департаментом представлены проекты нормативных правовых актов по Системе управления рисками (далее – СУР) (совместный приказ, утверждение критериев оценки степени риска, проверочный лист, методика проверки).       
Изучение проектов НПА показало наличие в них норм и формулировок расширяющих дискреционные полномочия должностных лиц.
Например, в приложении 1 в информационных источниках субъективных критериев не отражен временной период их применения (за какой конкретный период времени должны применяться источники). 
Это относится к результатам предыдущих проверок, наличию обращений и жалоб, результатам оценки деятельности юридических и физических лиц, итогам анализа сведений и отчетных данных.
Отсутствие временного срока повышает субъективный фактор при определении субъекта проверки, создавая условия для «избирательного» определения проверяемой организации. 
Следует отметить, что отнесение субъектов проверок к той или иной степени риска предполагается производить в неавтоматизированной форме (в бумажном виде), что создает возможности для появления коррупционных рисков (человеческий фактор).
Аналогичное замечание и по учету результатов проверок, которое предполагается осуществлять ручным способом.       
В ходе анализа, также совместно проработаны замечания к перечню требований, установленных в проверочном листе.     
Все высказанные замечания по возможности учтены в новой редакции проектов нормативных правовых актов по СУР.      
Организационное и ресурсное обеспечение в сфере призыва
Согласно статье 27 Закона «О воинской службе и статусе военнослужащего» (далее – Закон) призыв граждан на воинскую службу организуют и обеспечивают местные исполнительные органы (далее – МИО), а начальник МОВУ представлен только как член призывной комиссии.  
Таким образом, законодательно за качество обеспечения призыва должны отвечать МИО.    
Однако, работа заместителей акимов разных уровней (районного, областного), являющихся председателями призывных комиссий, ограничивается лишь присутствием на заседаниях.Более того, председатели призывных и медицинских комиссий зачастую направляют вместо себя должностных лиц, не уполномоченных принимать решения по вопросам призыва. 
Так, по информации территориального департамента Восточно-Казахстанской области, во всех протоколах призывной компании «весна 2015 года» отсутствует подпись председателя призывной комиссии (и.о. заместителя акима г.Семей) и председателя медицинской комиссии (заместитель руководителя управления здравоохранения по ВКО). 
На формальный подход МИО указывают сведения Военной прокуратуры в которой отмечается, что акиматом г.Лисаковска Костанайской области медицинская комиссия вообще не создавалась. Ее персональный состав был утвержден приказом главного врача городской поликлиники. Такие же случаи имелись в Тарановском и Костанайском районах Костанайской области. Схожие факты имели место при формировании медицинских комиссий в Кызылординской области. При этом, факты привлечения к ответственности руководящих должностных лиц МИО за ненадлежащую организацию призыва на момент анализа отсутствуют. Между тем, правовая статистика показывает, что в коррупционных сделках принимают активное участие и работники МИО. В связи с вышеуказанными обстоятельствами необходимо наладить тесное взаимодействие уполномоченных органов, однако соответствующие механизмы (подписание соглашений, разработка методических рекомендаций, усиление гражданского контроля и т.д) налажены не в должной мере. Поскольку обязанность организации обеспечения призыва граждан на воинскую службу законодательно отнесена к компетенции МИО (обеспечение призывными пунктами, содержание, снабжение медикаментами, медицинским инструментарием, автомобильным транспортом и т.д.), деятельность МОВУ в данном направлении зависит от качества работы МИО.
Слабая материально-техническая база МОВУ и недостаточное обеспечение объективно приводят к его зависимости от руководства МИО, что создает определенный конфликт интересов.При этом, вопросы обеспечения призыва в ряду задач исполняемых МИО являются второстепенными, что негативно отражается на качестве их исполнения. Данный вывод подтверждает выборочный анализ сайтов МИО в различных регионах.  Во всех изученных официальных сайтах МИО отсутствуют разделы (подразделы) имеющие отношение к приписке, призыву, воинскому учету, что наглядно показывает отношение к данным сферам.  
Кроме того, действующая система оценки эффективности деятельности местных исполнительных органов не использует в качестве индикатора (критерия) состояние дел в сфере призыва и учета несмотря   на его стратегический характер.Вышеизложенные факторы являются основной причиной ежегодно возникающих проблем в ходе призыва носящих системный характер (отсутствие медицинского инструментария, несоответствие установленным требованиям призывных пунктов не укомплектованность врачами, и т.д.), и имеющих прямое отношение к возникновению коррупционных рисков.  
Для решения многочисленных задач (проведение призыва, ведение агитационной работы, военно-патриотического воспитания, сборов, начальной военной подготовки, мобилизационных мероприятий и т.д.) работники МОВУ в условиях недостаточного материально-технического обеспечения вынуждены обращаться за содействием к МИО и юридическим лицам. Эти действия в дальнейшем могут создавать риски в виде оказания предпочтения лицам, оказавшим содействие при решении вопросов, связанных с прохождением воинской службы их близких родственников. Условия для появления коррупционных рисков создает и недостаточное ресурсное обеспечение МОВУ в сфере информатизации и автоматизации.
На момент анализа действующая подсистема учета мобилизационных ресурсов автоматизированной системы управления (далее - АСУР), введенная в эксплуатацию в феврале 2013 года, не может использовать в работе информационные базы госорганов. 
Вопросы интеграции по обмену данных с государственными органами ведутся с 2013 года, но проблема до сих пор не разрешена.
Так, в информации территориального департамента Атырауской области указано на отсутствие доступа МОВУ к электронной базе физических и юридических лиц и его слабую оснащенность техническими средствами.Это не позволяет осуществлять проверочные действия по правильности заполнения и ведения данных в воинских учетных документах, что может создавать условия для коррупционных проявлений.
Требует развития действующий функционал АСУР который не позволяет проводить аналитическую работу по минимизации коррупционных рисков, например по предоставлению отсрочек (в информационной системе отсутствует форма соответствующей сводной отчетности).  
Так, изучение количества предоставленных отсрочек в разрезе регионов показало, что по ряду показателей МОВУ необходим тщательный анализ и принятие соответствующих мер. Например, в Павлодарской области (призывников 12 671) в 2014 году предоставлено отсрочек «по другим причинам» 1366, а в Карагандинской области (призывников 30 189) гораздо большей по численности всего 25 или меньше в 54 раза.
Справочно: согласно пункту 5 статьи 35 Закона отсрочка от призыва на воинскую службу по другим причинам предоставляется:
1) преподавателям организаций образования, расположенных в сельской местности, имеющим послесреднее или высшее педагогическое образование и работающим по специальности, на весь период работы;
2) врачам, имеющим соответствующее образование, постоянно работающим по специальности в сельской местности, на весь период работы в организациях здравоохранения;
3) депутатам Парламента Республики Казахстан или местных представительных органов на срок их депутатских полномочий;
4) лицам, в отношении которых ведется дознание, предварительное следствие или уголовные дела рассматриваются судами, соответственно до окончания дознания, следствия или вступления в силу приговора суда;
4-1) членам летных экипажей гражданских воздушных судов, инженерам, механикам и техникам гражданской авиации, имеющим соответствующее образование, на весь период работы в организациях гражданской авиации;
5) членам экипажей судов, имеющим соответствующее образование, на весь период работы в организациях водного транспорта.
Другой пример, в Атырауской области (призывников 9024) отсрочек «по другой причине» предоставлено в 2014 году 1361, в Жамбылской области (призывников 11 486) предоставлено всего 2 отсрочки или меньше в 680 раз.
В 2015 году в Западно-Казахстанской области (призывников 12 650) предоставлено 2 597 отсрочек «по семейным обстоятельствам», в Жамбылской области (призывников 11 887) 212 отсрочек - меньше в 12 раз. Такая высокая разница показателей между регионами может быть связана с коррупционными факторами.
Однако, соответствующие анализы, направленные на выявление сфер и регионов с повышенным коррупционным риском, Департаментом (аналогично МОВУ, МИО, ВВК) не проводятся.
В результате, это создает почву для возможных коррупционных проявлений недобросовестных работников МОВУ и призывных комиссий.
В целом можно констатировать, что отсутствие должной профилактики и слабый ведомственный контроль на всех уровнях создают условия для появления коррупционных рисков.
К объективным факторам их появления также относятся: низкая заработная плата работников МОВУ и частые контакты с населением при проведении призыва и обеспечения воинского учета.    
II. Иные вопросы, вытекающие из организационно-управленческой деятельности
Процедуры оформления документов при наборе по контракту   
Выборочным изучением личных дел военнослужащих Департамента по контракту установлено неисполнение требований норм Указа «Об утверждении Правил прохождения воинской службы в Вооруженных силах, других войсках и воинских формирований» (далее – Правила).
Согласно пункту 21 Правил, кандидат при поступлении на воинскую службу по контракту вместе с заявлением предоставляет:
- анкетные данные на бланке установленного образца;
- подписанную лично автобиографию;
- оригинал и копию документа, удостоверяющего личность;
- копию трудовой книжки при наличии;
- справку об отсутствии судимости;
- справку о приеме налоговым органом декларации о доходах;
- характеристику с последнего места службы (работы или учебы).
Отсутствие документов в личном деле
Согласно личному заявлению от 5 июня 2013 года с кандидатом С. заключен контракт сроком на 3 года от 12 июля 2013 года на должность сержантского состава. Однако, в личном деле отсутствует справка об отсутствии судимости. Указанный факт приема на работу военнослужащего, не предоставившего полный пакет документов создает возможный коррупционный риск оказания предпочтения к гражданам поступающим по контракту.
Аналогичный факт имеет место в Акмолинской области, когда при подаче заявления кандидата Б. не была представлена соответствующая справка.
Отсутствие регистрации входящих заявлений
Согласно пункту 22 Правил заявления граждан, изъявивших желание поступить на воинскую службу по контракту, регистрируются в соответствии с законодательством.
В ходе выборочного изучения личных дел установлено, что заявления, подшитые в личных делах военнослужащих по контракту, не регистрируются как входящий документ. Кроме того, заявления о приеме на воинскую службу по контракту отписываются руководством в кадровую службу без указания даты. Указанная неполнота административных процедур затрудняет возможность защиты гражданином своих законных прав и способствуют возникновения рисков в процедурах поступления на воинскую службу. 
Единая дата медицинского освидетельствования и заявления     
Согласно пункту 19 Правил 19 отбор кандидатов для поступления на воинскую службу по контракту проводится в следующем порядке:
1) прием документов, необходимых для поступления на воинскую службу по контракту;
2) прохождение медицинского освидетельствования;
3) определение соответствия уровня физической подготовки; 
4) определение уровня профессиональной подготовки;
5) прохождение проверки на психологическую пригодность.
Заявление кандидата Ж. начальнику Объединенного управления по делам обороны Алматинского района города Астана о приеме на воинскую службу сроком на 3 года датировано от 2 июля 2015 года. При этом, его карта медицинского освидетельствования также датирована 2 июля 2015 года. Таким образом, он до подачи заявления прошел медицинское освидетельствование, в то время как Правилами предусмотрен иной порядок. Подобные факты имеют место и в других регионах.
Недостаточность доступа населения к информации в сфере призыва
Для Департаментов обороны и МОВУ в регионах, не имеющих собственных интернет-ресурсов, формирование положительного отношения населения к воинской службе, информирование и повышение его правовой культуры представляет большие трудности. Соответствующие разделы (подразделы) по вышеуказанной тематике на официальном сайте Министерства обороны и в МИО отсутствуют. Например, информационная работа по разъяснению населению правил, процедур и критериев отбора призывников на ту или иную форму военной службы практически не проводится. Как следствие, информационная политика уполномоченных органов (Министерство обороны и его структурные подразделения, МИО) в сфере призыва осуществляется неэффективно.  Аналогично отсутствует налаженный механизм коммуникации между МОВУ и обществом. Между тем, в Антикоррупционной стратегии на 2015-2025 годы указано, что излишние контакты населения с должностными лицами снижаются посредством свободного доступа граждан к публичной информации. Кроме того, низкий уровень информированности и правовой грамотности граждан создает предпосылки для появления коррупционных рисков.Размещаемые в рамках государственного заказа сюжеты разового характера неэффективны, в то время как сведения о коррупционных правонарушениях в сфере призыва сразу же попадают на первые полосы СМИ.
Все это вызывает недоверие и негативное отношение населения к МОВУ, а также соответствующие стереотипы поведения у призывников, полагающих возможным разрешение вопросов призыва посредством коррупционных сделок.Аналогичная ситуация сложилась и с информированностью населения по оказываемым МОВУ государственным услугам.  Так, по информации территориального департамента Акмолинской области «В нарушение п.п.3 п.2 ст.5 Закона в общедоступном месте ДДО и Управления не размещены стандарты и регламенты оказываемых государственных услуг».
В результате, услугополучатели на местах не имеют возможности получить информацию о порядке оказания государственных услуг.
В целом, слабая правовая информированность населения, недостаточность и неэффективность каналов и механизмов передачи информации структурами Министерства зачастую являются причиной нарушений антикоррупционного и иного законодательства.  
Так, в 2015 году органами правовой статистики зарегистрировано 20 коррупционных преступлений совершенных военнослужащими (по данным отчета 3-К КПСиСУ ГП).    
III. Оказание государственных услуг
В соответствии с Реестром государственных услуг МОВУ оказываются 9 государственных услуг. Стандарт государственной услуги «Подготовка граждан по военно-техническим и другим военным специальностям» утвержден приказом Министра обороны 3 апреля 2015 года № 170, а его регламент утвержден только через 10 месяцев (приказ Министра обороны от 24 февраля 2016 № 86).
В свою очередь, оказание других 8-ми государственных услуг на момент анализа осуществляется без утвержденных регламентов, что создает условия для возникновения рисков в деятельности услугодателя и является прямым нарушением законодательства.  
Справочно: По информации Департамента, регламенты в настоящее время находятся на регистрации в Министерстве юстиции. 
Согласно статье 10 Закона «О государственных услугах» разработку и утверждение стандартов государственных услуг осуществляют государственные органы.
При этом, в соответствии со статьей 50 Закона «О правовых актах» уполномоченные органы обязаны осуществлять правовой мониторинг нормативных правовых актов, принятых ими и (или) разработчиками которых они являлись, и своевременно принимать меры по внесению в них изменений и (или) дополнений или признанию их утратившими силу.
Несмотря на это, стандарты государственных услуг оказываемых структурами Министерства обороны, утверждены актами различного ровня.
Так, на момент анализа действуют стандарты 8-ми государственных услуг утвержденных вначале Постановлением Правительства от 11.03.2014 года № 219 и далее приказом Министра обороны от 26 октября 2015 года № 605.
Однако, Министерством обороны не приняты меры по признанию Постановления Правительства от 11 марта 2014 года № 219 утратившим силу, в связи с вступлением в силу приказа Министра обороны от 26 октября 2015 года № 605.
Между тем, указанные стандарты различаются по содержанию.
Так, в пункте 9 стандарта государственной услуги «Выдача призывникам удостоверений о приписке к призывным участкам» утвержденного Постановлением Правительства предусмотрено оказание услуги представителю услугополучателя «по доверенности», а в стандарте утвержденным приказом Министра обороны «по доверенности заверенной нотариально».        
Таким образом, подобные несоответствия создают возможность расширения дискреционных полномочий услугодателя.
Отсутствие оснований отказа в стандартах государственных услуг
В соответствии с подпунктом 2 статьи 14 Закона «О государственных услугах» порядок оказания государственной услуги предусматривает основания отказа в оказании государственной услуги.
Наличие оснований отказа в Стандарте способствует надлежащей подготовки гражданами требуемых документов и приводит к уменьшению случаев их возврата без рассмотрения. Между тем, в стандартах государственных услуг, оказываемых МОВУ, за исключением услуги «Подготовка граждан по военно-техническим и другим военным специальностям» не предусмотрен конкретный перечень оснований для отказа. В ходе анализа также выявлены случаи, имеющие признаки необоснованного отказа в оказании государственной услуги.
Несоответствие норм стандартов и регламентов иным нормативным правовым актам
В соответствии с пп. 5) п. 64 Правил ведения воинского учета военнообязанных и призывников, утвержденных Постановлением Правительства от 27 июня 2012 года №859 (далее – Правила), граждане Республики Казахстан, состоящие на воинском учете и пребывающие в запасе, должны в случае утраты военного билета в течение семи рабочих дней обратиться в ЦОН с письменным заявлением в адрес МОВУ для получения дубликата военного билета.
На период выяснения обстоятельств утери данного документа выписывается временное удостоверение. Однако, в стандартах услуг «Выдача военных билетов (временных удостоверений взамен военных билетов) офицерам запаса», «Выдача военных билетов (временных удостоверений взамен военных билетов) солдатам, сержантам запаса» не предусмотрена выдача дубликатов военных билетов.
Аналогично, в случае утраты призывником удостоверения о приписке, а также при утере удостоверений участниками Великой Отечественной войны, воинами-интернационалистами, участниками ликвидации последствий аварии на Чернобыльской атомной электростанции выписываются дубликаты данных документов (п.п.4 п.57 Правил).
Стандартами соответствующих государственных услуг выдача дубликата не предусмотрена. В этой связи, порядок их выдачи не определен (необходимые документы, срок выдачи, основания отказа), что создает дискреционные полномочия у сотрудников МОВУ.
Следует отметить, что в вышеуказанных случаях решение о выдаче дубликата принимается начальником МОВУ района (города областного значения). При этом, критерии принятия данного решения также не определены.
Согласно п. 6 стандарта (утвержден приказом Министра обороны от 26 октября 2015 года № 605) государственной услуги «Выдача справок лицам имеющим льготы (участникам Великой Отечественной войны, воинам-интернационалистам, участникам ликвидации последствий аварии на Чернобыльской атомной электростанции) результатом оказания услуги является выдача справки.
При этом, в соответствии со стандартом предусмотрена выдача справок помимо вышеуказанных лиц, также гражданам, проходившим службу на Семипалатинском ядерном полигоне. В результате, указанное несоответствие может привести к необоснованному отказу при обращении лиц, проходивших службу на Семипалатинском ядерном полигоне.
Нарушения процедур утвержденных стандартов
Практически во всех регионах имеют место факты истребования документов, не предусмотренных стандартами (копия удостоверения личности, адресная справка адресная справка, свидетельство о браке, копия водительского удостоверения, свидетельство по программе категории «В и др.).
Несоответствие срока оказания государственной услуги
Подготовка граждан по военно-техническим и другим военным специальностям осуществляется согласно Правилам подготовки граждан к воинской службе, утвержденным приказом Министра обороны от 11 июня 2015 года № 1162  (далее – Правила), а также в соответствии со стандартом и регламентом государственной услуги «Подготовка граждан по военно-техническим и другим военным специальностям».
Справочно: обучение и направление призывников происходит на основании плана подготовки граждан на возмездной основе по программе военно-обученного резерва на соответствующий год (далее – План подготовки), утверждаемого начальником Генерального штаба Вооруженных сил РК, первым заместителем министра обороны. Прием и выдача результата оказания государственной услуги осуществляется через МОВУ или ЦОН.
При этом результатом является выдача сертификата о завершении обучения по программе подготовки военнообученного резерва (период подготовки 40 дней).  
В соответствии со стандартом выдача результата осуществляется на 42 рабочий день с момента сдачи пакета документов услугополучателем. При этом, отбор лиц для обучения по военно-техническим и другим специальностям заканчивается не позднее, чем за 5 рабочих дней до начала занятий (п. 15 Правил).
Однако, на практике услуга оказывается с нарушением утвержденных сроков если заявление подается услугополучателем во время начала обучения.       
Кроме того, в нарушении стандарта сертификат о завершении обучения по программе подготовки военно-обученного резерва выдается МОВУ, в то время как согласно регламенту указанный документ выдает ВТШ.
Отсутствие прозрачности при оказании государственной услуги
Количество лиц, обращающихся за получением государственной услуги «Подготовка граждан по военно-техническим и другим военным специальностям», как правило, превышает установленный лимит специализированного образовательного учреждения, оказывающего данную услугу.
Поэтому граждане, не попавшие в текущий набор курсантов, переносятся на следующий набор либо могут быть призваны на срочную службу. По результатам 40-дневного обучения (на возмездной основе) слушатели получают военные билеты, а обучение в ВТШ приравнивается к прохождению воинской службы, что создает большие риски при оказании данной услуги. 
При этом отсутствует прозрачность и установленный порядок определения очередности лиц, подавших заявление на оказание услуги.
В результате в МОВУ имеется возможность распределения очередности по своему усмотрению.
Например, в журнале учета обращений граждан на прохождение обучения по программе военно-обученного резерва на возмездной основе в «ВТШ» МОВУ по Алматинской области зарегистрирован услугополучатель К. (дата принятия заявления 21.08.2015 года), который протоколом № 2 принят на обучение 22.01.2016 года спустя 5 месяцев. Тогда как услугополучатель Т. (дата принятия заявления 18.01.2016 г.) принят на обучение 22.01.2016 года через 3 дня. 
Низкая степень автоматизации государственных услуг
Только по 2 государственным услугам (из 9-ти) предусмотрена электронная форма оказания государственной услуги:
- «Выдача справок о подтверждении прохождения воинской службы»;
- «Выдача справок лицам, имеющим льготы (участникам Великой Отечественной войны, ликвидаторам Чернобыльской аварии, воинам-интернационалистам)».
Согласно сведениям Отчета внутреннего контроля по качеству оказания государственных услуг за 1 квартал 2016 года оказано 97 017 государственных услуг. Так, за указанный период в бумажной форме оказано 96 839 (99,8%) государственных услуг, из них МОВУ оказано 71 196 услуг (73%), Госкорпорацией – 25 643 услуги (26%).
В электронной форме оказано 178 (0,2 %) государственных услуг
Таким образом, отмечается низкий уровень автоматизации процессов оказания государственных услуг. Это, в свою очередь, снижает оптимизацию бизнес-процессов и их прозрачность.
К примеру, срок оказания государственной услуги «Выдача призывникам удостоверений о приписке к призывным участкам» составляет 30 рабочих дней. Большая часть времени затрачивается на транспортировку необходимых документов между соответствующими МОВУ.
Автоматизация данной услуги, введение электронных баз данных и реестров позволит в значительной мере повысить качество оказания государственных услуг.
Кроме того, автоматизация государственных услуг позволит минимизировать контакт услугодателя и услугополучателя.
Следует отметить, что определенные меры по улучшению работы в сфере оказания государственных услуг и снижения рисков Министерством и Департаментом уже проводятся.Так, на заседании Межведомственной комиссии по отбору государственных услуг, подлежащих оказанию через Некоммерческое акционерное общество «Государственная корпорация «Правительство для граждан» (далее – НАО ГК), прошедшего 27 мая 2016 года, был одобрен перечень видов государственных услуг Министерства подлежащих оказанию в безальтернативном порядке через НАО ГК в который вошли 8 из 9 оказываемых на момент анализа государственных услуг. 
IV.Недостатки в нормативных правовых актах, регламентирующих деятельность объекта внешнего анализа
Дискреционные полномочия
Согласно пункту 45 Правил прохождения воинской службы в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях, утвержденных Указом Президента РК от 25 мая 2006 года №124 (далее - Правила), нахождение военнослужащего на одной воинской должности допускается на срок, не превышающий 5 лет.
При этом, время нахождения на воинских должностях по решению первого руководителя может устанавливаться на более длительный срок, а с учетом условий и специфики прохождения воинской службы и на меньший срок.
Кроме того, по решению уполномоченного должностного лица военнослужащий в интересах воинской службы может быть оставлен в должности на второй срок.  
Таким образом, решение вопроса полностью находится на усмотрении начальника (командира части), что увеличивает риски возможного коррупционного поведения.
Вышеуказанный риск может быть минимизирован путем его передачи в ведение коллегиального органа. Неполнота административных процедур В соответствии с пунктом 38 Правил военнослужащие достигшие предельного возраста пребывания на военной службе могут заключать новый контракт. При этом, в Правилах отсутствуют нормы, устанавливающие основания для отказа. Их отсутствие создает условия для возникновения рисков, так как единоличное решение принимает первый руководитель. Коррупционные риски могут возникать и в связи тем, что срок продления контракта нормативно не определен. Согласно пункту 2 статьи 25 Закона «О воинской службе и статусе военнослужащих» (далее – Закон) установлен только верхний предел – до 5 лет.
Соответственно, срок заключения нового контракта согласно пункту 38 Правил определяет только первый руководитель.
Это создает условия, когда заключение контракта может происходить ежегодно (на законных основаниях) либо контракт будет заключаться на максимально возможный срок при наличии соответствующих условий.С учетом изложенного, необходимо рассмотреть вопрос об урегулировании данного вопроса в законодательстве о воинской службе.   
Несовершенство правового регулирования   
В перечне оснований увольнения с военной службы присутствуют риски обусловленные несовершенством его правового регулирования (статья 26 Закона).  
Так военнослужащие по призыву офицерского состава могут уволиться на основании:
- истечения срока воинской службы;
- по состоянию здоровья;
- избрания в представительные органы власти;       
- назначения на должность судьи;
- утраты гражданства;
- отказа в специальной проверке.
Таким образом, фактически, если у офицера не истек срок воинской службы, увольнение по подходящему для него основанию (сохраняющее право на пенсию, медицинское обеспечение, жилье) представляет большие сложности. Как следствие, риски возникают при увольнении и при продолжении военной службы, что обусловлено недостатками и пробелами законодательства о воинской службе.    
Недостаточная регламентация процедур отсрочки Согласно пункту 35 Закона «О воинской службе и статусе военнослужащих» отсрочка от призыва на воинскую службу по семейным обстоятельствам предоставляется гражданам по решению районной призывной комиссии.
Аналогичная норма имеется и в пункте 17 Правил организации и проведения призыва граждан на воинскую службу (далее  –  Правила).
Согласно пункту 18 Правил отсрочка от призыва на военную службу по семейным обстоятельствам предоставляется гражданам на основании предоставленных документов и акта обследования их семейного положения. При этом, обследование проводится соответствующей комиссией,    состоящей из представителей МИО, МОВУ, организаций образования и иных учреждений.  Однако, на момент анализа отсутствует правовая регламентация работы данной комиссии (Типовое положение, Правила и т.д.). К примеру, по информации территориального департамента Восточно-Казахстанской области во всех актах обследования семейного положения призывников получивших отсрочку от весеннего призыва 2015 года в г.Семей имеется только подпись начальника МОВУ.
Это свидетельствует о формальной работе таких комиссий, что повышает риски необоснованного получения отсрочки путем составления соответствующего акта.   
Кроме того, ежегодная проверка семейного положения призывников согласно пункту 18 Правил возложена исключительно на работников МОВУ.
Ими после проверки делаются отметки в учетной карте призывника, что усиливает субъективный фактор, поскольку эта процедура также не регламентирована (форма проведения проверки, составления акта, наличие соответствующей отчетности, механизма контроля и т.д.).             
Так, по информации территориального департамента Восточно-Казахстанской области в личных делах призывников Б. 1990 г.р. и К. 1988 г.р., имеющих отсрочку от призыва по семейным обстоятельствам, и в нарушение пункта 18 Правил не проставлены записи о результатах ежегодной проверки семейного положения перед осенним призывом.   
Правовые коллизии
Действующие «Правила ведения воинского учета военнообязанных и призывников» (далее – Правила) не соответствуют нормам утвержденных стандартов государственных услуг. Например, в соответствии с приложением 12 Правил при получении военных билетов, смене фамилии, имени, отчества и других учетных данных необходимы копии подтверждающих документов. Однако, в соответствии со стандартом государственной услуги «Выдача военных билетов (временных удостоверений взамен военных билетов)» копии подтверждающих документов не требуются.   
Согласно стандарту «Выдача призывникам удостоверений о приписке к призывным участкам» в необходимый перечень входят 5 документов, а согласно Правилам в личное дело подшиваются 15 документов. Указанные противоречия требуют устранения, поскольку они предоставляют расширенные дискреционные полномочия работникам МОВУ. Отсутствие сроков рассмотрения В Законе «О воинской службе и статусе военнослужащих», а также Правилах образования и работы комиссий по отбору граждан на воинскую службу по контракту, утвержденных приказом Министра обороны от 6 марта 2015 года №124, не предусмотрен срок рассмотрения заявления граждан поступающих на военную службу по контракту. На практике Министерство обороны и его территориальные подразделения руководствуются «Алгоритмом поступления граждан на воинскую службу по контракту», который законодательно не утвержден.
По итогам анализа выработаны следующие рекомендации по устранению причин и условий, способствующих совершению коррупционных правонарушений.
Департаменту организационно-мобилизационной работы Генерального штаба Вооруженных сил Республики Казахстан принять меры по следующим направлениям.
Реализация контрольных функций  
1. Ввести в штат Департамента дополнительную должность с основной функцией - проведение анализа административной практики, чета и контроля состояния административного производства в МОВУ.     
2.  Проработать с уполномоченными органами вопросы по передаче административных правонарушений, относящихся к подведомственности Министерства обороны, к компетенции суда.                
3.      На основе мониторинга и изучения имеющихся информационных источников организовать надлежащую аналитическую работу по выявлению сфер с повышенным коррупционным риском. 
4.      Проработать механизмы профилактической работы и контроля при осуществлении призыва. 
Оказание государственных услуг   
5. Обеспечить доступность информации по государственным услугам оказываемым населению.        
6. Утвердить регламенты государственных услуг в установленном законодательством порядке.
7.      Обеспечить взаимодействие с уполномоченными органами и надлежащую работу информационных систем для увеличения доли услуг, оказываемых через Госкорпорацию и веб-портал «электронного правительства».
8. Предусмотреть основания отказа в утвержденных стандартах государственных услуг.
9. Изучить и принять меры, направленные на устранение не соответствий фактических процессов оказания государственных услуг, стандартам и регламентам.
10. Регламентировать порядок определения очередности лиц, поступающих в военно-техническую школу.
Нормативные правовые акты, затрагивающие сферу деятельности Департамента и МОВУ
11. Проработать с уполномоченными органами вопросы внесения в действующую систему оценки эффективности деятельности местных исполнительных органов показателей (индикаторов), характеризующих состояние в сфере призыва и воинского учета.
12. Изучить и проработать с уполномоченными органами вопросы о полной передаче функций по организации и обеспечения призыва, в исключительное введение местных исполнительных органов.  
13. Утвердить в установленном порядке «Алгоритм поступления граждан на воинскую службу по контракту».
14. Проработать вопросы внесения изменений в нормативные правовые акты, затрагивающие деятельность Департамента и МОВУ, для устранения коррупционных рисков. 
Вице-министр по делам государственной службы Республики Казахстан
 
 
Шаимова А.А. ________________   
Заместитель Министра обороны Республики Казахстан
 
 
 
Мухтаров Т.С.  _______________
 
 

Мобильді нұсқа RSS Сайт картасы