скрипт для АДГС

Стиль для галереи

You are here

Доклады и выступления, 10 февраля 2017г.

Выступление и.о. директора ДАП Муксимова С.С.
на совещании Агентства
 10 февраля 2017 года

 

Уважаемый Кайрат Пернешович!
Уважаемые коллеги!
 
       26 декабря 2016 года Вами была одобрена концепция Национального доклада о противодействии коррупции, а также подходы его написания.
Над докладом работала команда, состоящая из сотрудников Департамента антикоррупционной политики, Национального бюро по противодействию коррупции, Академии государственного управления, экспертов института Евразийской интеграции, института Гуманитарных исследований и проектов, исследовательского института Общественное мнение. В итоге был подготовлен текст Национального доклада, состоящий введения, основной части и заключения.
Основная часть Национального доклада состоит из 5 Глав, которые соответствуют требованиям Указан Главы государства о порядке его написания.
Позвольте кратко раскрыть содержание глав Доклада.
В Главе 1 раскрываются три вопроса:
1) динамика и характер коррупционных правонарушений в Республике Казахстан
2) состояние коррупции на международном уровне
3) влияние коррупции на социально-экономическое развитие страны
К примеру, самыми коррупциогенными государственными структурами являются система органов внутренних дел и государственных доходов, как по данным статистики, так и по данным общественного мнения.
Следует отметить совпадение этих показателей по системам образования, здравоохранения и социального развития.
На международном уровне коррупция распространена практически во всех странах мира и серьезно влияет на их социально-экономическое развитие.
На местном уровне исполнительной власти наиболее коррупциогенными органами в 2016 году стали организации образования и акиматы, включая акимов и их заместителей.
В Докладе сделан обзор рейтингов «Индекса восприятия коррупции» «Барометра мировой коррупции»Трансперенси Интернешенл, Нэйшенс ин транзит Фридом Хауз, и ВорлдГавернансИндикейторс.
Учитывая, что коррупция препятствует прогрессивному, поступательному развитию общества и представляет серьезную угрозу интересам национальной безопасности страны, в первой главераскрыто влияние коррупции на социально-экономическое развитие.
С этой целью был проведен анализ взаимосвязи между основными макроэкономическими показателями, коррелирующими с уровнем коррупции.
Для определения влияния коррупции на социальную сферу также был проведен корреляционный анализ между основными международными индикаторами, характеризующими качество социальной сферы и уровнем восприятия коррупции.
Анализ показал, что в социальной сфере коррупция влечет:
- снижение качества предоставляемых услуг (образование, здравоохранение)
- способствует усилению общественного неравенства и увеличению числа людей, живущих за чертой бедности.
В целом, существует устойчивая взаимосвязь между рассмотреннымисоциально-экономическими показателями и уровнем в коррупции в странах мира.При этом, Казахстан не смотря низкую оценку TransparencyInternationalдемонстрирует хорошие результаты в социально-экономическом развитии, что также подтверждается высокими позициями в рейтингах международных организаций, как Всемирный банк, Всемирный экономический форум, LegatumInstitute и др.
Очевидно, что для нашей страны эти позиции не итоговые, существует огромный нереализованный потенциал в социально-экономическом развитии.
Во 2-й Главераскрывается Антикоррупционная политика Республики Казахстан и ее отражение в законодательных инициативах и реализуемых антикоррупционных мероприятиях.
В целом Глава 2 содержит два блока:
- Антикоррупционная стратегия и планы по ее реализации
- Развитие антикоррупционного законодательства. Для их раскрытия был сделан обзор содержания и реализации всех 6-ти направлений Антикоррупционной стратегии на 2015-2025 годы. Кратко отмечу, что в 2016 году за государственными органами закреплено исполнение 41 мероприятия. По результатам представленной государственными органами информации был подготовлен обзор с оценкой качества их исполнения, которых показал, что 39 мероприятий исполнено, 2 – нет.
Здесь же раскрывается процедура мониторинга и оценка реализации антикоррупционной стратегии посредством независимой оценки специальной мониторинговой группы.
Второе. Наряду с обзором принятия и реализации стратегических и программных документов в Национальном докладе проведен анализ принятых в 2016 году нормативных актов.
В целом, 2016 год стал ключевым в развитии антикоррупционного законодательства. Проведенный обзор законодательства показал необходимость постоянного мониторинга национального законодательства и правоприменительной практики, в том числе посредством анализа коррупционных рисков с последующим внесением изменений, коррективов и поправок как в отдельные нормы правовых актов, так и в Антикоррупционные Программы и планы.
Вторая половина Национального доклада о противодействии коррупции раскрывает итоги и эффект проведенной работы.
Так, в Главе 3 «Принимаемые меры по противодействию коррупции» акцент сделан на:
- Устранение причин и условий, способствующих коррупции, а также
- Пресечение и устранение последствий коррупционных проявлений.
Проблемы в нормах действующего законодательства становятся очевидными в ходе проведения анализа коррупционных рисков и антикоррупционного мониторинга.  
В связи с чем, в докладе отражена работа Агентства и его территориальных подразделений в 2016 году по проведению антикоррупционного мониторинга, анализа коррупционных рисков, реализации потенциала статьи 200 Уголовно-процессуального кодекса.
Дается расширенный анализ факторов, способствующих коррупции как в нормативной правовой базе, так и в организационно-управленческой деятельности, последствий возможностей коррупционных проявлений.
В рамках второго параграфа «Пресечение и устранение коррупционных правонарушений» дается обзор деятельности Национального бюро по противодействию коррупции, органов прокуратуры, национальной безопасности, внутренних дел, государственных доходов, военной полиции, Пограничной службы КНБ.
Приводятся статистические данные по количеству зарегистрированных досудебных расследований по фактам коррупционных правонарушений, доля дел, переданных в суд, оконченных обвинительным либо оправдательным приговором суда, сумма возмещенного ущерба.
Также представлен анализ распространения коррупции по сферам деятельности в разрезе государственных органов с приведением примеров изобличения организованных преступных групп из числа госслужащих, занимавшихся взяточничеством.
В целом, нарастании темпов борьбы с коррупцией и повышении качества этой работы.
Однако сохраняющиеся коррупционные риски способствуют постоянному воспроизводству коррупционных проявлений, не смотря на усиление пресечения коррупционных правонарушений со стороны правоохранительных и специальных органов. Это требует принятия специальных мер, прежде всего, направленных на превенцию коррупции, так как по мере увеличения масштабов борьбы с ней, как это видно на примере международного опыта, коррупция будет видоизменяться, что со временем будет затруднять ее выявление. В Главе 4 раскрываются подходы по вовлечению гражданского общества в противодействие коррупции, поскольку именно участие гражданв превенции коррупции является одним из приоритетных направлений модернизации современной антикоррупционной политики.
В частности, дается описаниеконкретных форм участия, как «Гражданский контроль», «Открытое соглашение», школьные клубы «Адалұрпақ», возможности взаимодействия посредством Сall-центра 1424.
Также в докладе раскрывается деятельность Агентства в части охвата антикоррупционным образованием всех уровней образования, внедрения духовно-нравственных, антикоррупционных программ и дисциплин, проведению встреч, разъяснительных, пропагандистских мероприятий.
В заключительной главе Национального доклада о противодействии коррупции раскрываются Перспективы развития антикоррупционной политики и законодательства.
В частности, делается анализ международных антикоррупционных стандартов и национального законодательства.
Раскрываются общие и отличительные особенности международных антикоррупционных актов, возможности их имплементации в законодательство Казахстана.
Отдельным блоком раскрывается деятельность по исполнению рекомендаций в рамках Стамбульского плана действий по борьбе с коррупцией, а также планы по вступлению Казахстана в организацию ГРЕКО.
Также в соответствии с требованиями Указа подготовлена заключительная часть Доклада, которая содержит выводы и предложения по формированию, реализации и совершенствованию антикоррупционной политики, дальнейшему развитию и улучшению работы в этой сфере, в том числе корректировке стратегических и программных документов. Позвольте подробнее остановиться на Концептуальных подходах по исключению основных факторов, способствующих коррупции.
Данные подходы представляют собой комплекс мер правового, организационного, административного, институционального, информационно-разъяснительного характера, ориентированный на выполнение всех 6-ти направлений Антикоррупционной стратегии.
Так, для снижения коррупции в сфере государственной службы предложено 20 комплексные рекомендации потрем направлениям:
1.         Совершенствование антикоррупционного законодательства в сфере государственной службы;
2.         Совершенствование организационно-управленческой деятельности государственных органов;
3.         Совершенствование антикоррупционных мер информационно-разъяснительного характера.
В случае Вашего одобрения, Национальный доклад будет переведен, доработан и внесен в Администрацию Президента.
Мобильді нұсқа RSS Сайт картасы